Форум » Книги » Стивен Фрай, "Как творить историю" » Ответить

Стивен Фрай, "Как творить историю"

atenas: Люблю Стивена Фрая. Вернее книжки его люблю: убийственно английские, каждый раз неожиданные, увлекательные, провокационные. Такие, знаете, с прищуром. Дживсовским таким прищуром, ага. О его последней /прочитанной мной/ книге мне, с одной стороны, очень хочется поговорить, а с другой - даже не знаю, что и сказать, чтобы и впечатления свои выразить, и не наспойлерить слишком уж, словом, так рассказать, чтобы и вам интересно стало и вы тоже прочитали. И было потом с кем обсудить. Ита-ак, дамы и господа, представляю вашему благосклонному вниманию: Стивен Фрай. "Как творить историю". Warning: AU, action/humor/romans, slash, смерть персонажей, чисто гуманитарное мышление, обстоятельные экскурсы в прошлое, Большая Любовь, сослагательное наклонение сопротивляющейся истории.

Ответов - 16

atenas: Наш главный герой - Майкл Янг, аспирант, которого то и дело принимают за первокурсника, живет в Кембридже, по давнему недоразумению носит гордое прозвище Пип или Пиппи, он только что дописал свою диссертацию, которую ласково называет Meisterwerk'ом, шедевром то бишь, и будущее видится ему в самом радужном свете. Даже очередная "ухожу навсегда" ссора с подружкой неспособна это испортить. Он историк, наш Пиппи. Нет, Историк. Он романтик, оказывается. Он типичный гуманитарий с очень характерным вывертом мозгов - ох, как хорошо я его понимаю! Он способен сделать из обескофеиненного кофе - кофе нормальный и ужасно гордится этим. Он отвратительно переносит алкоголь. В его манере мстить есть что-то умилительно детское. Он не дурак. Он славный, забавный, немного несуразный парень. Его Meisterwerk посвящен ранним годам жизни Адольфа Гитлера. И случай, тайное имя судьбы, сводит его с профессором Лео Цуккерманом. Человеком, чей отец был в Освенциме. Профессор Цуккерман - физик, на руке его вытатуирован синий концлагерский номер, его книжные полки уставлены книгами, посвященными истории нацизма, он противник убийств даже из благих побуждений, носит бороду, ленится разбирать почту, делит людей на "людей чая" и "людей горячего шоколада", умеет правильно собирать разлетевшиеся бумажные листы, его мучает чувство вины. А еще он изобрел прибор, позволяющий заглянуть в прошлое. А потом, с подачи Майкла, переделал его так, чтобы передавать туда материальные объекты. И они вдвоём решают изменить историю. Сделать так, чтобы Адольф Гитлер никогда не рождался. Тогда, думают они, опьяненые чувством собственного могущества и всевластия, предвкушая избавление от невыносимого бремени исторической вины, не будет того страшного смысла Аушвица, Дахау, Бухенвальда - будут маленькие сонные городки-где-никогда-ничего-не-происходит. Не будет массового истребления евреев. Не будет многомилионных жертв на всех фронтах. Не будет позора немецкой нации. И это сделают они, никого не убивая, просто не позволив родиться будущему фюреру. А теперь небольшое лирическое отступления. Знаете, когда я читала эту книгу, мне то и дело вспоминались два текста. С несколько черноватым юмором анекдот и Эпилог "Войны и Мира". Не торопитесь закрывать это окно! Похожи у Фрая и Льва Николаича разве что взгляды на роль личности в истории и истории в личности. Ну, помните, это рассуждение Толстого о том, что в войне 1812 года виноваты вовсе не Наполеон и его ребята, а те народные массы, которые почему-то захотели сняться с места и идти воевать - а те, кто руководил ими, могли отдавать сколько угодно и каких угодно приказов, выполнялись все равно лишь те, что были "в духе" общего движения. Фрай одновременно и соглашается, и не соглашается с ним. Да, есть вещи, которые невозможно исправить, просто, метафорически выражаясь, убрав из сложной шахматной партии одну фигуру. Десятилетия, да что там, века ненависти к евреям, веры в собственное превосходство, мечтаний о великом немецком государстве, отчаянных надежд хоть в этот раз взять реванш и вернуть нации былую славу, развал страны, брожение умов и кипение идей - все это никуда не делось, все это бурлит, кипит и ждет момента, чтобы прорваться, взорваться ослепительным, обжигающим фейерверком. Народ - как горячий, неукротимый, обезумевший, понёсший конь, что тащит громыхающую колесницу государства по дороге истории в ему самому неведомом направлении. Но что, если в этот раз - когда не будет той самой пешки, прошедшей в ферзи - вожжи окажутся у более умелого, храброго и расчетливого возницы, который сумеет избежать ошибок, приведших к гибели самый кровавый режим 20 века? А теперь - слайды тот самый анекдот. Один старый, опытный адвокат отличался тем, что в начале каждого своего выступления произносил фразу: "Конечно, обвиняемый совершил страшное преступление. Но все могло быть гораздо хуже, он мог..." И вот однажды ему выпало защищать психопата, который совершил преступление, страшнее которого представить невозможно: изнасиловал свою мать и убил отца. И журналисты с нетерпением ждали, как же теперь начнет свое выступление тот самый адвокат, что скажет? Он вышел и сказал: "Конечно, обвиняемый совершил страшное преступление. Но все могло быть гораздо хуже, он мог убить мать и изнасиловать отца." Вобщем, следует сто раз подумать, прежде чем лезть грязными руками в такое хрупкое и незыблемое, как история, сто раз вспомнить, куда вымощена дорога благими намерениями, иначе груз, который хочется скинуть с собственных плеч, станет только неподъёмней. Майклу Янгу и Лео Цуккерману придется убедиться в этом на собственном опыте. Я тут уже столько всего вам наговорила об этой книге, но сказать хочется еще многое. Несмотря на серьезность поднятой темы - книга написана очень увлекательно, живо, интересно и - весело. Черт побери, это же Фрай! С его фирменным ироничным стилем и саркастичным юмором. Чтобы не быть голословной - парочка цитат практически наугад: ... - Кофе? Правильно. М-м-м. Да. Отчего же нет? Конечно. Спасибо. Вполне. Прекрасно. - В этой бессмысленной литании вежливого английского мне удалось избежать лишь слов "здорово" и "прелестно" - В какой день? В какое время? Сегодня я свободен после трех. - Э... о... сегодня? Конечно! Да! Прелестно. Это будет отлично. Я... мне придется заново отпечатать все это, однако... - Так когда же? Скажем, где-то после половины пятого? - По-моему, превосходно. Спасибо. И спасибо, что помогли мне с... ну, вы знаете. Спасибо. - По-моему, вы поблагодарили меня достаточное количество раз. - Что? А. Да. Извините. - Tshish! - произнес он. Во всяком случае, это прозвучало как как "tshish" и, полагаю, должно было выразить приятное удивление, внушаемое иностранцу английским недугом - неспособностью, начав извиняться и благодарить, хоть когда-нибудь да остановиться. ...Как и большинство людей моего поколения, я покорно читал или пытался прочесть популярные изложения основ теории относительности, квантовой механики, единых теорий поля, "Теории всего" и тому подобного. И вероятно. я не слишком уклонюсь от истины, если скажу, что мне раз двадцать объясняли, печатно и устно, что такое электрон, однако я и поныне не помню толком, какой он - отрицательный или положительный. Пожалуй, что отрицательный, потому что протон звучит как-то положительней (хоть и не так положительно, как позитрон, что бы не представлял собою любой из этих миляг), однако какое именно его качество знаменует его отрицательность. я ни малейшего понятия не имею. один из моих любимых кусков. Вообще весь этот его длинный внутренний монолог про физику и физиков в его восприятии хочется цитировать всем, кого поймала, повизгивая от восторга. ...- Нет, как хочешь, - говорю я, смаргивая резь в глазах, - а с пуншем было что-то неладно. - Разумеется, неладно. Девяносто процентов водки. И так каждый год. Каждый год ты, дурак дураком. надираешься им. Каждый год мне приходится чуть ли не на себе относить тебя в ванную и смотреть, как ты блюешь. Книга здорово написана и здорово продумана. И переведена, на мой взгляд, здорово - за что отдельное спасибо Сергею Ильину. Очень четко отличаются по стилю и манере изложения событий в настоящем и рассказы о прошлом. Все главы первой части носят названия вроде "Как делать кофе", "Как достичь приятного расположения духа", "Как делать любовь", "Как устроить веселую жизнь", "Как запугивать ребенка", "Как совершать ошибки", "Как снимать правильное кино" и т.п. Ну а лейттема заголовков второй, естественно, история: "Местная история", "Военная история", "История болезни", "История в кратком изложении", "Политическая история", "История кино"... Кстати, о кино. Эпизоды, в которых действие резко ускоряется и нуждается во взгляде со стороны - во многом ключевые эпизоды, прямо скажем - написаны как киносценарий. Что кажется удивительно правильным и уместным. Такое переключение планов... У Майкла Янга, разумеется, был какой-то очередной внутренний монолог о кино и литературе - но сейчас я не могу его найти в тексте и добить вас еще одной цитатой... Сами наткнетесь. :) Раз уж вы дочитали мою писанину до этого места - значит, книжка вас заинтересовала. Нет, правда, замечательная книжка. Книга о судьбе, обстоятельствах, личном выборе - и роли всего этого в истории. Книга о том, каково это - проснуться в изменившемся мире, чужом для тебя месте, среди чужих для тебя людей. Познавать его, не зная, на кого можно положиться, восхищаясь чужой техникой (ооо, я вместе с Майклом возжаждала, чтобы майкрософта никогда не было, а была такая прелесть), поражаясь чужим нравам, осознавая, что есть вещи, которые никогда не изменятся, как бы не изменился этот безумный мир, и что ты ответственен за то, что творится. Книга о том, что слишком часто нам приходится выбирать между двух зол, не зная, какое из них меньшее. Ненавидя саму постановку вопроса, циничную и нечестную, но все же выбирая. О том, что иногдла судьба дает шанс посмотеть и исправить. Еще эта книга - о любви. Всякой любви, разной. В том числе и о Большой Любви - которая может принимать самые неожиданные и причудливые формы, приходить и обретаться так внезапно, так случайно и так неизбежно. Над которой не властна история. Которая случается, как чудо. Бывает, да, бывает и вот так. Пожалуй, больше ничего говорить не буду, ибо и так наговорила уже очень много, и в то же время так мало. Буду очень рада обсудить эту книгу с теми, кто ее уже читал или, может быть, прочтёт даже после моих многих букв :)

Дочь Халифа: atenas, очень впечатлило и очень захотелось почитать. Нравится мне история, нравится Фрай. У меня все началось с Ремарка, он внес в мою жизнь сомнение того, что не все немцы участвовавшие во второй мировой бездушные убийцы со свастикой на предплече. А потом я прочитала "Молодых львов" Ирвина Шоу, и мир окончательно перевернулся... Но, что касаемо Фрая, очень люблю этого актера, не могу сказать как писателя, потому что так получилось что первая его книга попавшая мне в руки была его автобиаграфией. И честно говоря не могу ее до сих пор дочитать, слишком она английская и непонятная для меня ленивой, когда надо лазить в конец книги, что бы глянуть сноски, а толку от них нет, все равно мало кого знаю. Вообщем читать очень трудно. По сему хочется спросить у вас, читали ли вы "Моав, умывальная чаша моя", и какие впечатления вызвала.

Пулеметчица: Как раз недавно прочитала эту замечательную книгу. Мне очень понравился стиль повествования, читается буквально на одном дыхании. Как уже было верно подмечено atenas, английское произведение высшей пробы. Я бы с удовольствием теперь прочитала другую книгу Фрая об истории классической музыки.


anfisa82: А я сейчас его "Гиппопотама" начала, до этого только автобиографию читала.

atenas: Пулеметчица скажи, да? :) "Неполную и окончательну историю классической музыки" я тоже непременно почитаю (мне ее обещали подарить по близящемуся поводу), особенно учитывая, что я музыкант по образованию и одной из профессий :) Так что я "теме", и оттого мне особенно интересно, что там наговорит и наязвит Стивен :)

atenas: Дочь Халифа спасибо :) почитайте обязательно, она того стоит. "Моав..." я сейчас как раз читаю - одновременно с тремя другими книгами (такая уж дурацкая привычка) и в кутерьме прочих дел, поэтому читаю уже довольно долго. Вы знаете, а мне в целом нравится. Ощущения при чтении чем-то похожи на те, что возникали при чтении лирических отступлений из "Евгения Онегина". А я очень люблю "Онегина", а лирические отступления из них в особенности, уж извините за столь интимные подробности :) Разговор с интересным, умным, своеобразным, порой (кажущимся?) до неприличия откровенным собеседником. Нет, правда, порой такое чувство, что познакомились на разухабистой вечеринке, вместе пили и играли в "крокодила", а к половине седьмого утра, когда все остальные, ну, кто спит, кто разбрелся по комнатам, кто ушел на открывшееся метро - а мы сидим на кухне на подоконнике, допиваем коньяк и "говорим за жизнь". (Наверное, его родным было довольно неловко читать многое из того, что... впрочем, они, наверное, уже привыкли к такому Стивену.) Невольно поражаешься: неужели и вправду бывает настолько другая жизнь? И настолько другое детство? И в то же время... по странным причудам ассоциативной памяти всплывают многочисленные, казалось бы прочно забытые детали из собственного детства и отрочества, странные поступки и дурацкие выходки, не менее причудливые мысли и мотивы действий... Кроме того, обо всем, что он пишет о закрытых школах - история, учеба, быт, традиции, мелкие подробности - читаю с каким-то почти болезненным любопытством. Потому что настолько по-другому, что даже не верится, что такое и вправду бывает... было совсем недавно?.. еще бывает?.. несмотря на все другие замечательные книги и фильмы, так или иначе с этим связанные... вообще мой интерес к этому далеком от моей жизни вопросу какой-то... фрейдисткий, что ли Это я еще после его же "Лжеца" и фильмов типа "Общества мертвых поэтов" заметила... ...даже стихотворение (не смогла удержаться и не пропиарить, извините) накарябала в свое время под суммарным впечатлением К слову, о "Лжеце". Это первая книга Фрая, первая прочитанная мной его книга, и только теперь я понимаю, насколько она автобиографична! Нахождение паралеллей тоже представляет для меня дополнительный интерес. Ну и опять же ж - стиль. Ну и эти совсем не лирические "лирические отступления"... :) А по поводу сугубо английских реалий вроде актеров, программ бибиси 70-80х годов, популярных исполнителей и проч. - особо не заморачиваюсь, если честно. Как говорил Жванецкий: "умом все постигаем, воображением" :) Наверное, лучше попробовать сперва беллетристику почитать... "Историю", или вот "Лжеца" того же, или "Теннисные мячики небес". "Неполную... классической музыки" пока сама не прочитала - рекомендовать не могу, тем более не знаю степень вашей заинтересованности (и осведомленности) этой темой в принципе, но думаю, что это должно быть классно... ...а вот со знанием его как актера у меня пробелы :( я его только кк Дживса знаю... Не посоветуете, какие фильмы с его участием непременно надо посмотреть? ps говорят, что он читал какую-то из кнг поттерианы - ну, как аудиокнигу записывал... вы не слышали? pps и гда бы ее раздобыть.... торрент не предлагать :(

atenas: anfisa82 о, ну и как вам "Гиппопотам"? я его начала читать, даже впечатлилась, как всегда (особнно жалобным монологом о словах и нелегкой доле гуманитария и поэта), но потом переключилась на другое и никак не доходят руи снова взяться :( Подруга, дочитавшая, жаловалась на какую-то ужас-ужас сцену, но я до не пока дойти не успела... :( только про нее конкретно не спойлирьте совсем уж, лан? :) А "Моав..." вам как?

Пулеметчица: Да, ГП он озвучивал, не скажу, какую именно книгу, чтоб не соврать, но в интервью говорил, что ему понравилась подобная работа: вживание в шкуру персонажей и т.п. И что Роулинг не слишком вмешивалась в процесс :) Судя по обсуждениям выше, "Мовав, умывальная чаша моя" - тоже весьма стоящая книга. Советуете прочитать?

atenas: Пулеметчица да, если вы любите мемуары и воспоминания о детстве :) Только там довольно много откровенных подробностей разного рода, имейте в виду. некстати, на детских фотографиях он славный и хорошенький, на мой вкус Если не любите мемуары в чистом виде, можно "Лжеца" почитать. Как я уже, кажется, говорила, в нем много автобиографичного. Но, должна вас предупредить, там есть слэш ;) Впрочем, тема гомосексуализма у него так или иначе всплывает во всех прочитанных мной книгах (кроме, кажется, "Теннисных мячиков небес"), и после "Моава" меня это уж не удивляет :)

Пулеметчица: После знакомства с фандомом ГП слэш уже стал почти родным... Спасибо огромное за совет!

atenas: Пулеметчица пишет: После знакомства с фандомом ГП слэш уже стал почти родным... догадываюь ;) сама такая же но тем не менее сочла своим долгом предупредить... На здоровье. Как прочитаете - с вас впечатления ;)

Пулеметчица: В любом случае спасибо огромное! Как прочитаю, выскажусь. Я недавно познакомилась с другим Фраем, Максом, кажется. Прочитала "Мой Рагнарёк". Никогда не сталкивались? Так вот, если опустить всевозможную мифологическую эклектику (он умудрился собрать вместе Аллаха, Олимпийцев, весь пантеон индейских богов, Одина, Лодура и Влада Цепеша), то вышло вполне стоящая книга о смысле жизни каждого отдельно взятого существа, его личном выборе перед лицом Судьбы. Мне понравилось

anfisa82: "Моав" - тяжеловасто, честно сказать. "Гиппопотам" лучше пошел, но тут мне дали Сальваторе... Завтра дочитаю, возьмусь опять за Фрая... До ужас-ужас сцены еще не дошла, вы меня заинтриговали

atenas: anfisa82 что-то там такое про лошадь *зажимает себе пальцы* Добби плохой эльф! Сама заинтригована :) ну вот счас дочитаю последние пять страниц "Автобиографии", "Открытое произведение" Эко и "Золотой телескоп" Пулмана, даденный почитать - и тоже вернусь к "Гиппопотаму"... :) Ну или будет третий вместо "Моава", надо же соблюдать прежний баланс авторов Пулеметчица Макс Фрай! Ну конечно :) С некоторой неловкостю признаюсь, что было время, когда я читала его запоем - ну вот просто запоем. Это было давно, когда деревья были выше, а башог смешнее у него вышли только первые три или четыре книги из серии про Ехо, это еще был даже Максим Фрай и издавался он даже не в модных оранжевых обложках, и мистификация пресловутая еще не раскрылась, и никто не знал, что это "она" и "Светлана Ковальчук", если мне изменяет мой склероз... вобщем, я прочла всю так.наз. "оранжевую" (тогда еще не) серию книг про Ехо в порядке их выхода в свет, ну и внесериальные "Гнезда Химер" и "Мой Рагнарек" тоже. Запоем читалось, многократно пеерчитывалось практически с любого места. Совсем по большому секрету, мой сетевой и не только ник "афина" - на гаррипоттеровских форумах и сайтах - atenas, типа замаскировалась был взят в том числе и под сильным впечатлением от "Рагнарека". Хотя она всегда была моим любимым мифологическим персонажем.... но это все лирика, извините, отвлеклась. Вобщем, да, с МаксФраем знакома не понаслышке :) Потом это увлечение прошло резко, в один миг, и - как бывает всегда, когда проходит влюбленность - стали очевидными и все недостатки, и все "морковки", то есть "приманки", и очевиден и предсказуем стал юмор... и я подарила все любовно собранные книги (купленные по большей части на деньги вместо школьных обедов) своему ругу... все, кроме "Рагнарёка", "Гнёзд химер" и совершенно постмодернисткого "Идеального романа" - их рука не поднялась :). "Гнезда химер", пожалуй, тоже могу рекомендовать как "забавное чтение". "Лабиринт Ехо" - с большой осторожностью (и только "оранжевый" цикл), ибо чисто гедонистическое чтиво, с "чесанием пузика" и псевдофилософскими, "с претензией на" сентенциями, да и гл.г. чем дальше - тем большая Мэри-Сью... но многим нравится до сих пор... А "отовсюду по чуть-чуть и перемешаем" плюс поза утомленного жизнью интеллектуала - это для него харктерно, ну а что вы хотите - постмодернизм ;) С тех пор, как мы с этим автором "расстались", он еще много чего написал... я порой проглядывала - то по диагонали в магазине по старой памяти, то друзья подсовывали... Не в восторге, если честно. ПОнравились только 2Игры на свежем воздухе", кажется, это в сборнике "Сказки и истории"... ну и, пожалуй, все. :)

anfisa82: Прочитала про лошадь Ну, как сказать, не то чтобы прямо ужас-ужас, но немного... кхм... Честно говоря в большем ужасе я была от де Сада, там люди на всякую мерзость идут для удовлетворения своих низменных наклонностей, а тут просто бескорыстное желание помочь. До разгадки истории не дочитала, интересно - это правда или самообман персонажей? Вы уже дочитали до конца? Ну и как вам Пулман, кстати? Вы у него только про Лиру читали, или про Салли Локхарт тоже? Правка: дочитала Фрая, хорошая книга, более шокирующей для меня оказалась сцена с Дэвидом и последствиями попытки лечения кривозубой девочки. Это же ужасно больно!

atenas: anfisa82 Снова взялась за эту книгу и дочитала "До лошади". То ли я ужас какая испорченная, то ли меня все-таки морально подготовили и я уже ожидала чего-то вроде этого, а то и похлеще, то сильно шокирована я не была. Хотя, конечно, покоробило слегка. До конца еще не дочитала. Разгадку тоже пока не знаю, но интересно. История жизни истановления Майкла пока очень радует. О, до лечнеия девочки я пока не дочитала. Кажется, теперь я тоже буду к этому моральна готова :) Пулман - вроде неплохо. Симпатичная сказка. Я читала только Лиру, причем до третьей книжки пока не дошла.



полная версия страницы