Форум » Обсуждение творчества (фики, клипы, фанарт) » Потерянный канон » Ответить

Потерянный канон

Скромняга Билл: ...Ты - зажившая рана, Упавшая звезда. Зачем же блеск твой странный Слепит мои глаза? Зачем в ушах струною - Звенит твое "Прощай"? Что за вина за мною? Но нет, не отвечай... Хизиэль Это приглашение к обсуждению людей, имеющих бОльший опыт и способности. Вот их бы статьи мне хотелось ее почитать... Серия книг о Гарри Поттере в рекламе не нуждается. Тем более, вряд ли фикрайтеры не знакомы с каноном, от которого все отклоняются в ту или иную сторону. Следовать ему почти невозможно, а обычно и не хочется; нам подарили мир, и мы перелепим его по своему образу и подобию. Мы забываем об одном: это мир, а не человек. И даже не несколько людей, загнанных в лабиринт недомолвок. Это - МИР. Люди могут вести себя по-разному в разных ситуациях; ОН же (в книге особенно) подчиняется своей внутренней логике, которую надо или ломать полностью (последствия будут, как от сломанной несущей стены здания), или подчиняться до конца (даже если лично вам он не понравится). В нем есть волшебство. Если бы Роулинг написала только "ГП и Философский камень", НАШ мир был бы сейчас совсем другим. В этой (самой "детской") книге есть упоминание (не описание!) жертвы Лили Поттер, спасшей ее сына. В ней есть непоправимое одиночество ребенка. В ней всё ставится на карту - и неважно, что сдает сам Гарри Поттер; ни один человек не должен спасать целый мир! ...Только в сказках. В очень хороших сказках. В сказках, которые соблюдают Правду чудес, - семь томов подряд. Эта Правда заставила сгинуть Сирен, когда корабль аргонавтов проплыл мимо них без потерь. Она позволила сэру Гавэйну принять смертоносный удар Зеленого Рыцаря и отделаться легкой царапиной. И вырастила за ночь терновник на могилах Тристана и Изольды... В общем, то, что МакГонагалл так удачно назвала "чертовским везением". Мы, магглы, не представляем себе трудностей освоения даже самой "бытовой" магии. Что тут такого - махнул палочкой, пару слов по-латыни - и готово! А помните, как сложно давались Гарри чары призыва? Мы никогда не сталкивались, не имели дела; но это не оправдание сверхсильным невербальным заклятиям, оживающим замкам и прочим "костылям". Что и говорить о воскрешениях и пророчествах - высшем волшебстве, охватывающем человека помимо и/или против воли? Какой Правде (/смыслу/челленджу/традиции/...) подчинены эти необходимости? Не хотелось бы верить, что только фабуле. Что мы знаем о кентаврах? Когда читаешь о той встрече в первой книге (Мерлин, сколько же было вариантов развития сюжета!) в _ночном Запретном Лесу_, не получается (у меня - не получилось) отделаться от древнегреческих ассоциаций. Сам запрет на его посещение к концу седьмой книги уже выглядит не просто как стремление к безопасности учеников Хогвартса, а как ограничение (сознательное) на знания, - смертельное оружие, если знаешь, как им пользоваться. Вряд ли директор Школы не знал, что первокурсников послали в Лес; я даже думаю, что это была его затея. (ИМХО: кто знает, выжил бы Гарри Поттер, если бы Дамлдор наказал его по-другому? И как обернулась бы судьба Драко Малфоя, если бы он не поверил еще в первый год обучения, что его жизнь ничего не стоит ни для кого другого, - ведь знал же его декан об этой "прогулке"?) Запретный Лес был опасен, но не тем, ЧТО в нем жило, а своим исключительным удобством: где еще можно было бы отделаться от министерской жабы? Найти ответы, который спасут одного друга (Хагрида, 2-я книга)... и погубят другого (Сириуса, 5-я)? Это - квинтессенция возможностей. Мастерством Роулинг, проводящей этот образ по всем книгам, остается только восхищаться. Мир волшебства у нее замкнут сам на себя, "взрываясь" в шестой и особенно - седьмой книгах; хогвартская атмосфера напряжена до предела, и если бы героям не приходилось выживать в каждом году (а такое положение дел, между прочим, никого не удивляет... просто какой-то сумасшедший дом), они бы не выдержали. НЕВОЗМОЖНО так долго ждать удара в спину и не сорваться. Еще один образ - неоконченной войны, "грехов отцов". И дети, что самое страшное, готовы за них отвечать, хотя не готовы признать их. Она нашла свое отражение во многих удачных, на мой взгляд, попытках; но верность долгу и верность человеку - разные вещи. И если большинство Роулинговских персонажей "верны человеку", то СЮЖЕТ, и еще, может быть, Дамблдор (и Гарри - в самом конце) "верны долгу", той самой Правде чудес. Второй вариант намного сокращает жизнь. Практически все фанфики, которые мне попадались, смешивали эти две верности; иногда это выражалось в "поблажках" героям, которые вдруг выигрывали, почти не имея шансов. Иногда - наоборот, в ужасно кровавых сценах, вынести которые и остаться в здравом уме не в силах ни одно живое существо (а у Роулинг не все персонажи психически нормальны). Да, надо выбирать между человечностью и каноном; но канон не всегда так жесток, как его последователи. Вернемся к волшебству. Правда чудес приносит свои плоды в седьмой книге, когда Старшая Палочка в руках Волдеморта не срабатывает против Гарри. Еще одна характерная черта сказок: как в каждой книге кульминация наступает в последней главе, так и общая кульминация (смысл) всего цикла раскрывается в последней книге. Это, конечно, уже чисто литературные заморочки, но читать продолжения, в которых нет "прорыва", не держится напряжение и нет свадебных колоколов в конце (как ни банально звучит... и слэш здесь абсолютно ни при чем!) - надоедает. В таком случае, создаётся впечатление, что фанфик написан ради него самого, а не ради даже отдельных героев. ОНИ тоже имеют право быть счастливы! Признаны! Любимы! На свой единственно верный лад. И у Роулинг это получилось, потому что "есть вещи страшнее смерти". Неужели у нас не получится?

Ответов - 26, стр: 1 2 All

Mr. Joe: А кто такая Flora? И чего все на нее жалуются?

Chessi: Mr. Joe просто девушка, которая во многих темах довольно резко и критично высказывалась... потом она решила, что здесь не форум, а просто хрен знает что такое и тихо удалилась... вот, собственно, и вся история... насколько я ее поняла! если сейчас просуммировать наши сообщения, то получится ровно тысяча... здорово!

Mr. Joe: Chessi , Мдя... 15 лет - трудный возраст. (правда, не у всех...)


Chessi: Mr. Joe эх, да... я была святым ребенком... (скромность так и прет...)

Mr. Joe: Chessi , Интересно... Я из сего контингента 14-15-ти летних ГП фанок лично знаю разве что полдюжины вменяемых.

Tramp: Скромняга Билл, прекрасная статья! Вы пишете: "ни один человек не должен спасать целый мир". Абсолютно согласна. В одиночку - никогда, только с друзьями! Мне кажется об этом и должно быть фэнтази - в борьбе добра со злом добро побеждает именно потому, что герой не одинок, ему есть на кого опереться. Побеждают, по сути, любовь и дружба. "Только в сказках" - пишете Вы. Да, и этим фэнтази отличается (это только моё мнение) от сказок. В сказке герой может быть и одиночкой - пошёл Иван-царевич и зарубил Змея Горыныча, а фэнтази учит дружбе, по крайней мере, должно учить. Вы пишете "есть вещи страшнее смерти". Да, если конкретно - это чужая смерть. Каждый из нас, наверняка хоть однажды испытал это чувство - лучше бы умер я. И это не геройство, это - любовь. Гарри было сложнее, потому что он, как Вы пишете, "верен долгу". Да, перед ним не конкретное лицо, которое можно спасти ценой своей жизни, но зато перед ним, скажет кто-то, целый мир. Но мир - это абстракция. Мир - это ничто и никто, если не увидеть в нём конкретные лица. Гарри увидел, и это помогло ему быть верным долгу. Я долго злилась на Дамблдора но, в конце концов поняла, что ему ещё сложнее, потому что он жертвовал не своей жизнью. Кто-нибудь из нас на такое решится? Вот это и означает "быть верным долгу". Кстати, все семь книг не верила, что Роулинг сделает из Гарри убийцу, и всё ждала, как же она выкрутится из этой ситуации. Но, в принципе, всё равно считаю, что фэнтази на то и фэнтази, чтоб завершаться хепи-ендом. Для горя и смерти в других жанрах места предостаточно. Разве нет? Потому фикрайтеры и низвергают канон. Никому же не придёт в голову воскрешать героев Ремарка или Экзюпери. Я, кстати, вовсе не собиралась никого воскрешать... поначалу... да и потом... так само вышло (ох!), видимо, потому что фэнтази.



полная версия страницы