Форум » Дневники персонажей » Дневник Риты Скитер (продолжение) » Ответить

Дневник Риты Скитер (продолжение)

Николай Шальнов: [quote]И они пали в его объятия, и осыпали его поцелуями, и отвели во дворец, где облекли его в дивные одежды, и возложили на его голову корону, и дали ему в руки скипетр, и он стал властелином города, который стоял на берегу реки. И он был справедлив и милосерд ко всем. Он изгнал злого Волшебника, а Лесорубу и его жене послал богатые дары, а сыновей их сделал вельможами. И он не дозволял никому обращаться жестоко с птицами и лесными зверями и всех учил добру, любви и милосердию. И он кормил голодных и сирых и одевал нагих, и в стране его всегда царили мир и благоденствие. Но правил он недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию — и спустя три года он умер. А преемник его был тираном.[/quote] Оскар Уайльд, "Мальчик-Звезда"

Ответов - 170, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Николай Шальнов: тэги: эстетические категории, мыслевыброс, сказки о дружбе "Всякое искусство совершенно бесполезно", - говорил Оскар Уайльд. Эстетическая рефлексия - вещь ещё более бесполезная, однако очень увлекательная. "Я каждый день занимаюсь самопознанием и постоянно обнаруживаю в себе что-то новое. Это моё самое любимое занятие!" - признавалась преподавательница психологии в Ритином кульке. Рита попробовала - и пришла к выводу, что это, действительно, интересно. Вспомнилось ещё одно признание, сокурсника Риты, на философском, когда тот говорил, что ему нравится изобретать велосипед. В Ритином случае это выражается в обрастании её общей картины мира бесконечными малыми подробностями, Рите за счастье было узнать, что, например, "Альберт Великий и Фома Аквинский, зная о гелиоцентрической системе, считали правильным для обычных христиан верить в геоцентрическую, чтобы не подрывать авторитет Аристотеля и "вечной философии". (Правда, тогда не знали об эллиптической форме орбит планет, и практическое использование гелиоцентрической системы действительно бы только привело к ошибкам). Такая структура теологии наиболее характерна для традиционных католических доктрин". В случае же рефлексии по поводу собственного творчества Рите нравится выявлять источники вдохновения и образности. Так, когда она сделала набросок к фику по "Голодным играм", там, где Пит с Хеймитчем сидят на крыльце и бухают, пока Эффи готовит, она вдохновлялась несколькими сюжетами из жизни: образом двоюродного брата, у которого под крыльцом оказалось огромное количество пустых бутылок из-под пива, образами друга Димы и его приятеля Димы, когда они там на улице задницы сутками напролёт морозили, потребляя горячительное, и представлением об идеальных семейных отношениях. Пита с себя списала - нравится Рите этот персонаж, хотя она явно до него не дотягивает. Если говорить о приятеле Диме, то Риту забавляет исследовать его душевный мир. Так, если бы она гадала на ТАРО, определяя карту его личности, то наверняка бы вытянула "Любовников", или этой картой охарактеризовала гармонию мужской и женской частей его души. Это при том условии, если бы ТАРО были по "Голодным играм", и любовниками на шестом аркане были бы Хеймитч и Эффи. Так, женственная часть души приятеля кажется Рите воплощённой в образе Эффи: "Власть развитых Весов заключается в том, что они смогут сбалансировать самую трудную, напряженную и противоречивую ситуацию, пользуясь очень глубоким и точным ее восприятием (которым они во многом обязаны Венере) и легкими воздействиями, выполненными с венерианской границей и непринужденностью; точно исполненная венерианская улыбка может сделать больше, чем кажется вообще мыслимым более прямолинейным планетам и знакам". Образ утончённой Эффи тут подходит очень точно: Дмитрий, как известно, "обладает вкусом, идущим не от натасканности в соответственных областях, а от чрева, и сродным биологическому инстинкту красоты, которою он опьяняется", вкус этот "тончайший и от природы безупречный". Мужская часть души - Хеймитч, "характер и весь облик значительный, в отдельных своих возможностях нередко превышающий меру человечности и даже человеческого". И в то же время - при некоторой задержке страстей "...влечения просто задерживают друг друга, и тогда Дмитрий влачит бесцветное существование, раздираемый внутри неудовлетворенностью". Вот тут, кстати, есть фанфик хороший, про Хеймитча и компанию, "Цена победы" называется, там всё это прекрасно прописано: http://hogwartsnet.ru/fanf/ffshowfic.php?fid=62550

Николай Шальнов: тэги: мои университеты, демы Запомнилась эта фраза с учёбы на филфаке, из мировоззрения талмудистов ( http://www.machanaim-2.org/machanaim/ustntora/talmudisti/v2-21.htm )

Николай Шальнов: тэги: графомания Пятая элегия А за окном негаданно так выпал Всегда желанный первый, чистый снег, Что прошлое ещё не отпустила Моя осенней нежностью душа В дремоту погружённая так сладко... И так странны последние деньки - Как двери в вечность, в сон обетованный, Под белым покрывалом октября... Как рано раны осенью прикрыты, Рубцы уставшей, стонущей земли В которой жизни ток почти не бьётся!.. Я навожу в сознании мосты От прошлого, такого дорогого, К неясным снам грядущего... От битв Лишь отдохнув, готовим к новой битве Оружье новое - на сумрачной Арене Нет победителей, они побеждены Самим предназначеньем их, и нам Как побеждённым - горе... Зная цену Ошибкам прошлого, так трудно сделать шаг. А ведь сегодня, в разговоре с другом, Душа призналась: "Лучше умереть Мне до начала боя, только б не был Мой близкий друг убит моей рукой...". Какая заблудившаяся правда - Все эти символы Голодных Игр, Что больно бьют по совести притихшей, Молчащей на роптание, что мир Устроен так, как всё в рассказе этом, Но без прикрас, и ветошь украшений, Загромождающая худший из миров, Печальную и горестную правду, Его страдания, увы, не облегчит.


Николай Шальнов: тэги: моя шокирующая жизнь, мои университеты, мыслевыброс, астрология Про жизнь Риты можно писать роман в духе эпохи Просвещения, "Рита Скитер или Превратности Судьбы", или что-то с похожим названием. Общественность очень часто прочит Рите учёную карьеру или желает, чтобы Рита получила высшее образование. Учитывая печальный опыт получения оного, Рита особо к нему не стремится, да и родственникам это особо не по душе. "Сдалось тебе это высшее образование, платное, тем более, - говорит тётушка. - Ты что, библиотечную науку собираешься вперёд двигать?" А Рита и думает: "Действительно, сдалось оно мне, как собаке пятая нога". Единственное, что её позабавило в себе, так это то, что она не прочь бы была двинуть эту самую науку... Где-то в Ритиной гамбургской карте написано: "моя деятельность в науке, моя деятельность в торговле, моя возрастающая активность". Может быть, это и было, но, наверное, отчасти. Не помнит Рита, чтобы она торговлей занималась, а для деятельности в науке как раз-таки нужна аспирантура. Вообще эта гамбургская карта скрывает больше тайн, чем печальный дух Риты. Она до сих пор гадает над тем, что это за "задачи в отношении водоёмов в окружении", или "старое место у воды", и безумно жалеет, что с новым типом астропроцессора составить подобную она не может: многое из этой карты очень чётко описывало некоторые Ритины ситуации. Про "Риту Скитер и Превратности Судьбы". Забавно, но Рита испытала интересный парадокс: искренне стремясь к знаниям, она напоролась в универе на препода, который не очень-то хотел видеть Риту на своих парах, а когда Рите эта вышка стала до лампочки, её все зазывают в соответствующие заведения. Нет уж, увольте, это не по нашим мозгам. Университетов жизни хватило предостаточно. Вообще все эти процессы напоминают Рите то, как Галина Сергеевна из "Папиных дочек" выручала сестру, которой нужно было вернуть школе два литра спирта, и девочка решила перегнать его в школьной лаборатории. Как они там выкручивались, когда учителя пришли, вы бы видели!.. В итоге сказали, что это спирт безалкогольный, типа новый вид, что не помешало преподу его попробовать и вырубиться в итоге.

Николай Шальнов: тэги: эстетические категории Вот этот шрифт, равно как и шрифт старой печатной машинки, Рита очень хотела бы обнаружить. Да только фиг где найдёшь. То ли Рита искать не умеет, то ли ещё чего, но это предприятие успехом не увенчалось.

Николай Шальнов: тэги: графомания Шестая элегия A moment for the poet's play Until there's nothing left to say... "Sleeping sun" Вот час, который трудно описать - Так Дант, быть может, пред последним кругом Застыл, боясь смотреть на дно, в Коцит. Увидеть ледяное сердце мира Ему учитель добрый лишь помог. Быть может, в этот миг и родилось Всё вдохновение на строки описанья Кошмара, неподвластного перу Непосвящённого, не видевшего Ада... Но нынче, будто бы услышав стон Элегии предшествующей, выпал Сугробами не первый уже снег, А зимний, самый-самый настоящий, И веселее было мне мечтать, Лепить снежки и пить вечерний кофе. И даже сумасшедший этот дом, Что призраком со мною неотступно, До странности желанным показался... Ведь без него бы не было меня, Способного писать стихи и письма, Способного хоть как-то, но любить, Как Хеймитч пьяный - побрякушку Эффи. И даже, когда нечего сказать, Когда смеяться хочется и плакать Одновременно, есть в душе завет Для тех, кто примет в будущем ладью Стихов, причалившую к дальним берегам: Зажечь виденьями моими мозг людей, Как это было с жуткими цветами, Взлелеянными мудрою рукой Известного французского поэта.

Николай Шальнов: тэги: графомания Последняя Седьмая элегия Вот этой песней я и завершаю Спокойных дней бег ласковый, уют Огней мерцающих тех снов воображенья, Что мне питали родники души. Я очертил круг образов любимых, Через которые мне виден мир. Кто знает, будет ли ещё возможность Мне пережить минуты эти вновь? Кто знает, что нас ждёт на поле боя, И что нам приготовила судьба?.. Возьму ль перо я снова, иль не скоро Мне выразить святое предстоит - Impressions, что трудновыразимо, Чему и форму подобрать-то трудно, И настроенье уловить, чтоб чисто Читающий воспринял его... В духе Легко жить, кажется, коль не было б всех тех Прозрений будущего - так до бойни кратки Дни, полные надежды и роскошеств, Приятной суеты, томленья, скуки, Предчувствий странных, гаммы лучших чувств, Презрения напополам с восторгом, Разбавленным отчаяньем... Всё это Смешалось так в быстробегущих буднях, Что трудно отличить от яви сон, Где всё - пророческое, полное намёков, Где всё - виденья, символы и знаки, Где всё неясно, зыбко и непрочно, Где можно всё поставить под сомненье, И даже смысл этой зарисовки, И цикл весь, чей замысел туманен, И воплощенье странное, и строки С намёками, понятными едва ли, Без рифмы, порождённой чёткой мыслью.

Николай Шальнов: тэги: демы Нравится это выражение.

Николай Шальнов: тэги: киберпанк, эстетические категории, сказки о любви Пит и Китнисс. Няшность:

Николай Шальнов: тэги: ролевые игры, авторитетные фигуры, астрология "Все нуждаются в символе для поклонения и обожания... Все хотят лицезреть живое божество", - наверное, так напутствовал Ангел-Хранитель Лору Бочарову перед её воплощением на сей остывающей планете. И действительно, эпоха ролевых игр в России "нуждалась в титанах - и она породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености". Вот это как раз про Лору, это - женщина-титанида, женщина-универсальный гений, думаю, все это уже давно признали. Завела Рита эту шарманку в очередной раз потому, что Лора устраивает новую Ролевую Игру (пока ищет в команду мастеров, и Рита жалеет, что не может быть с ней в этой команде), и, думается Рите, эта игра не будет из разряда игр вроде Сколько-Эта-Дура-Ещё-Продержится. Если за игру берётся Лора, игра автоматически переносится в разряд эпохальных и образцовых. Вот тут концепт. Иллюстрацию к игре Лора, по-видимому, сделала, используя, кажется, в качестве основы гравюру Доре к "Аду" Данте (очень красивый плакат, по ходу, у Лоры активно в карте соединение Солнца и Венеры): ВЫЖИТЬ В ИЕРУСАЛИМЕ - 2 Криптозаявка ролевой игры московского формата (70-100 чел., база/полигон, вечер четверга - утро воскресенья) Дело происходит во время 2-го Крестового Похода. Осажденный Иерусалим, тамплиеры, госпитальеры, Болдуин прокаженный, христианские войска, дамы двора короля Иерусалимского, местные евреи-каббалисты. Храмовая Гора под влиянием мусульман (возможно, именно там тайно располагается мастерский лагерь). Исламское городское население - семьи или кварталы - по желанию. Город заперт и осажден снаружи Саладиновым войском. И вот внутри начинают проявляться и распространяться вампиры, оборотни, зомби. Апокалипсис на дворе! Но не все так просто: вампиры приходят из среды тамплиеров и косят поначалу только их. Оборотни - из госпитальеров. Зомби - евреи-жидомасоны. Что скрывается под повязками Болдуина?... Он реально болеет проказой, или все не так?.. Феномен вампиризма - это на самом деле гомосексуализм. Один раз не пидарас, как известно. То есть, если тебя укусили - еще можно отбрехаться и вроде как остаться при своем. А вот если посвятили тебя в ряды и заставили кого-то попробовать - все. Как быть с товарищем своим, с которым ты на одной кобыле ездишь и из одной миски ешь, если он уже ахтунг?.. Как быть с заразой? Гнать нах из ордена и крепости, или молчать, или убивать тишком?.. Продолжение тут: Знает ли Великий Магистр?.. Может, он сам давно того?.. Госпитальеры - оборотни, и на самом деле это наркозависимость. Пришла ломка - все, сил сдержаться нет, конец человечности. Косит с первого укуса. Все то же самое. Зомби - это вирус СПИДа. Тихо гниет себе человек под одеждой, и до времени не особо видно, но потом труп. Если такого укусишь - пипец тебе. Если он тебя укусил - то же самое. Не сформировать ли спецвойска из таких, которые по ночам специально ходят, заражают христианский мир?.. Имеет ли право на существование бессмертный оборотень-вампир?.. Излечивает ли кровь вампиров вирус зомби?.. Разумеется, действует скрытый от всех Сионский Приорат. Его возглавляет главный жидо-масон с кровной наследственностью от Великого Пророка (уточнить, какого) и два его брата в духе: брат Солнце и брат Луна. Оба они в масках светил. Брат-солнце - это вампир (маска Солнца - черная), брат-луна - оборотень. Может, это магистры своих орденов, а может и нет. Никто не знает. Эти три самых могущественных в Иерусалиме человека постоянно делят бабло. Золото имеет магическую ценность. Может, оно замедляет эпидемию постусторонности, может - дает возможность не бояться солнца и луны. Одним словом, магия - это экономика, как учат нас московские мастерские группы. А экономика, соответственно - магия, как пишет Пелевин. Разумеется, осада с Иерусалима может быть снята - если окупиться от неверных достаточным количеством бабла. Но если отдать за стену, сколько просят - город вымрет от вампиро-зомбо-вервольф-заразы. Христианские епископы склоняются к тому, что это промысел божий - всем стать нежитью, и загрызть войска Саладина. Уже не важно, что я не выиграю - мне главное, чтоб ты не победил. Бессмертное тело Христанства начинает пониматься весьма широко. Но, конечно, не все священники столь радикальны. Но самое главное, самое задушевное - это дамы двора Иерусалимского короля, которые представляют радикальный фаминизм, и называются не дамы, а Рыцарки. У них с вероятностью есть своя градация: БДСМ: Богини, Дамы, Стервы и Монашки (все можно переназвать). Каждой присуждены очки красоты, ума, женского сучества и духовности по их внутреннему ранжиру. Есть подозрение, что это единственная часть населения, которая выживет в Иерусалиме. Хотя сейчас я это пишу, и не уверена: они ж рыцарки и поэтки, им до всего будет дело. Я хотела бы посмотреть на сюжет "Принцессы грезы", который станет разворачиваться в таких условиях. Рыцарка Мелисента (в статусе Дамы, но уверено идет на Богиню), бедный Жоффруа Рюдель, больной-зомби, но еще не весь покрытый саркомой, посыльный друг Бертран, укушенный между свиданьями вампиром, и вынужденный метаться - ахтунг он уже или нет. Короче, без полевой игры не разобраться! ...В основе Всего лежит мистерия Грааля. Это только простые христиане уверены, что там кровь Христова. Прочие маргиналы знают, что это не та кровь, или та - но имеет совсем иную ценность. Короче, каждому нужен Грааль для своих целей, и цели эти вовсе не виртуальны. Не для духовности, короче. А прям для Победы. Осаждающие войска исламского мира за воротами Города таковы, что если к ним выйдешь - обратно не войдешь. Тут тайна, которую я знаю, но писать не буду. Вдруг сделаю игру? ...Есть ли выход из апокалиптического тупика? Конечно есть, ибо просто так гнать мрачняк - не божье дело. Но, как известно, самые верные ответы хоть и самые простые, дойти до них надобно лично. *все вышесказанное не знает, что я делаю эту игру - но чем дальше, тем больше мне хочется.* PS. Для материализации проекта необходимо сколотить мастерскую группу. У меня уже есть один человек! А также - создать маргинальную секс.модель, приближенную к покусу, и обговорить те вещи, которые тут не могут быть указаны - например, о конвертации золота, связях с Силами-За-Стеной и т.д. - потому что это надо знать мастеру, но не надо игрокам.

Николай Шальнов: тэги: ролевые игры, мечты, мыслевыброс, сумасшедший дом для непослушных дев викторианской эпохи Коли уж Рита определила смысл своей жизни - жить ради отчётов с игры Лоры, можно поговорить и о том, какую игру она бы замутила, будь у неё соответствующие таланты, организационные способности и умение работать в команде. Конечно, это была бы ролевая по "Голодным играм", но поставить такую просто невероятно сложно - необходимо было бы задействовать две большие локации - мир внешний (Капитолий с дистриктами) и внутренний (собственно, Арена), ибо устраивать простую бойню на победителя было бы очень скучно: отсутствовала бы возможность вернуться в игру из Мертвятника. Или на участниках было бы наклёпано такое великое множество чипов, что убить с первого раза было бы довольно проблематично, но тогда бы терялось чувство правдоподобия... Вообще очень трудно согласовать различные несостыковки, особенно с полюбившейся российским ролевикам концепцией неразрывности игровой реальности (это когда нет отвлекающих на обычную реальность факторов, чем-то похоже на один из поэтических принципов Эдгара По, о неразрывности эстетического впечатления). Но, может быть, найдутся умные головы, которые эту игру (по "ГИ") поставят в реале (сумели же продумать механику волшебства в "Хогвартских сезонах", не имеющую аналогов за рубежом), Рита почитала бы отчёты... А вообще ей бы хотелось, чтобы некоторые Голодные игры её подсознания прекратились раз и навсегда. Часто, особенно в кабинете у психиатра, Рита напоминает себе пророчицу Кассандру, облагодетельствованную тем, что ей дали дар вещать будущее, но разбавили этот медок несколькими литрами дёгтя - ей никто не верил.

Николай Шальнов: тэги: мыслевыброс, искусство вечно "Святые являют нам реальный пример прехождения от смерти к жизни, они являют нам пример полноты человеческой жизни, полноты человеческого счастья", - вспомнила Рита это выражение патриарха Кирилла, когда размышляла о Высоком Возрождении, в частности, над образами Паоло Веронезе. Наверное, самое большое счастье для Риты (для всех счастье разное, и оставим в стороне этот вопрос, который так мучил Риту всегда - "Почему все люди не могут быть счастливы?", вопрос, который так часто встречается на страницах её университетского дневника) - творчество (Рита уподобляет его сотворчеству с природой или Всевышним), ибо человек в акте творчества уподобляется самому Творцу. Говорят, Будда не разрешал своим ученикам размышлять о природе нирваны (всё свелось бы к пустым дебатам) - о состоянии, которое непостижимо разуму в ограниченных условиях человеческого бытия, и доступно лишь на высоком этапе эволюции, да и размышление там уже не нужно - всё теряется в атмосфере вечной мысли, наверняка в аристотелевском мышлении о мышлении... Между тем Рита рассуждала с другом на эту тему, который уподобил нирвану водопаду (перекликается с известным сравнением шротапатти (Посвящённого) как "вступившего в поток", чтобы "капля вернулась в океан" - чтобы монада, прошедшая весь цикл эволюции, вернулась к первоисточнику, исполненную опыта существования в сотворённом мире. Память Риты, как и Урсулы ле Гуин, которая эту идею и выразила, "хранит многие миры". Вот теперь и мир "Голодных игр". Счастье это, наверное, что дожила до знакомства с подобным, таким внушительным миром, так подробно проработанным... Вообще всегда воодушевляла детализация, внимание к мелочам (сказывается Девья сущность Риты), в этом, как думает Рита, есть особая прелесть. За счёт этого атмосфера мира автора благоухает. Перед энциклопедизмом Рита преклонялась всегда. Ну, может, там и не энциклопедизм, но человек постарался, создал то, что обычно в литературе называют миром или даже вселенной. Вот в этих-то моментах, как Рите кажется, творец произведения искусства и являет собой маленькую копию божества, способного порождать миры. "В эпоху итальянского Возрождения невозможно не заметить другой, противоположной тенденции — ощущения человеком трагичности своего существования. Причем эта тенденция не возникает на исходе эпохи Возрождения, а присутствует на протяжении всего этого периода в творчестве художников и мыслителей. Понять ее происхождение позволяет обращение к уже указанному сложному взаимодействию в возрожденческой культуре наследия античности и христианства. Интересен анализ этой проблемы, сделанный Н. Бердяевым. Русский философ считал, что в эпоху Возрождения совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека. Кровь людей эпохи Возрождения была отравлена христианским сознанием греховности этого мира и христианской жаждой искупления. Великие художники этой эпохи были одержимы созданием иного бытия, прорывом в иной, трансцендентный мир. Они были подвержены теургическому заданию. Возрожденец, особенно одаренный художник, ощущая в себе силы, подобные, как он считал, самому творцу, ставил перед собой онтологические задачи, заведомо невыполнимые в мире культуры. Художественное творчество, отличающееся психологической природой, таких задач не решает. В нем творится идеальное, а Не Реальное. Опора художников Возрождения на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к глубокой возрожденческой тоске, к трагическому мироощущению. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения — в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества». В свое время Кареев заметил, что итальянские историки неоднозначно относятся к гуманистам. Ренессанс совпал в Италии с самым тяжелым периодом ее истории — междоусобицами, итальянскими войнами. А гуманисты, которых прославляли во всем мире, нередко служили тиранам, подавлявшим свободу Италии, не проявляли особого патриотизма во время вторжения иноземцев и часто высказывали мысли, носившие явно космополитический характер, и т. п. Но в мировом масштабе гуманисты характеризуются как новый общественный слой, где отсутствует сословный признак и где каждый занимает свое место лишь в силу личного образования и таланта; а сама эпоха Возрождения оценивается как начало светской цивилизации нового времени".

Николай Шальнов: тэги: киберпанк, киномания, искусство вечно Два очень красивых персонажа, а вместе с ними и актёры, запомнились Рите в "Голодных играх" - Эффи Тринкет (Эльзабет Бэнкс) и Сенека Крэйн (Уэс Бэнтли). Шикарные образы получились. Сенека просто чудо - так красиво, и в то же время не жеманно его обрили - если бы Рита носила небритость, то постриглась бы так же. И вообще он очень здорово сыграл - такого умного и сообразительного, и нетривиально мыслящего организатора. А про Эффи... Тут лучше молчать - она вообще секс-символ "Игр" и просто символ... Прекрасная роль, можно только ради неё смотреть всю эпопею. Интересно, как она работала над ролью? Неужели все книги прочитала, или только несколько глав с участием своего персонажа ("Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику" (с) К. С. Станиславский)? А, может быть, положилась на талант, и не читала вовсе, и не прогадала в итоге (импровизировала)? Да и озвучка её роли на русском языке просто потрясающая... С образом угадали, наверное, делали ставки на костюмы, учитывая, что ни одного "от кутюр" у них не было... Так часто восхищают искусство режиссёра, и того, кто озвучивает роли (это же надо проникнуться персонажем, чтобы все интонации правильно передать!), и актёра, и представителей других творческих профессий... В фанфике "Цена победы" ( http://hogwartsnet.ru/fanf/ffshowfic.php?fid=72159 ) Сенеку выставили таким утомлённым аристократом с необузданным нравом, помимо всего прочего покусившегося на невинность Пита. Как-то не очень в это верится... Брутальный мужик такой этот Сенека и в то же время очень утончённый, в душевном плане тоже... Элизабет Бэнкс, если верить "Википедии", заняла 75 место в списке "99 самых желанных женщин 2015" по версии AskMen. Неудивительно, что она перенесла это своё обаяние в фильм, в образ своей героини.

Николай Шальнов: тэги: искусство вечно, о ничтожестве и горестях жизни Вот матушка посоветовала посмотреть клип "про сильных личностей". Про то, как одноногий парень танцует в паре с девушкой. И всё бы хорошо, и даже то, что Наргиз в этом клипе как живые мощи выглядит... Да только вот Рите отчего-то не стыдно, как Белле, признаться, что она слабая, и что светлый гений её, как тут ни крути - Пит, хотя Рита и питает струйку пессимизма, что светлые гении линяют, ну да это из той оперы, что всё в жизни циклично - к чему повторять то, что уже не раз было сказано?.. Да, Пит... Может быть, потому, что досталось ему там больше остальных... А Рита часто любит поныть. Впору ей работать режиссёром драматических спектаклей в нашем оренбургском театре. Шекспир был бы в восторге. "Но в рваных тучах, в их тревоге я поневоле узнаю и гордость, и печаль свою..."

Николай Шальнов: тэги: ролевые игры, юмор Флеш-игрушка по "Голодным играм" ( http://ru.flashgames312.com/the-hunger-games/ ). Интересно, кто-нибудь сможет продержаться на Арене более пяти секунд? Управление стрелочками.

Николай Шальнов: тэги: искусство вечно, демы, киберпанк К образу Эффи, из фанфика "Цена победы" ( http://hogwartsnet.ru/fanf/ffshowfic.php?fid=72159 ). Очень удачный фанфик, на мой взгляд, все персонажи так хорошо прописаны, образы выдержаны и подробно развёрнуты, в общем, блещет всеми теми прелестями, над которыми Рита обычно в своей графомании не работает: "Он почти вбежал в холл и едва не столкнулся в дверях с Эффи. Снова эта женщина? - Я уже в курсе! - взволнованно защебетала она, отчаянно жестикулируя и пытаясь ухватить его за руку. - Я видела все в прямом эфире! Мы с приятельницей как раз пили кофе на веранде ее квартирки!... видел бы ты ее глаза, когда она смотрела в небо и требовала воды!... а потом этот очаровательный пруд с кувшинками!... очень толковая девочка!... нам в этом году попалась такая молодчинка, не находишь? От ее несвязного восторженного лепета у него вдруг свело скулы. - Или ты рассказываешь мне все по порядку, глупая женщина, или я, черт подери, дойду до самого президента Сноу с требованием избавить меня от твоей невыносимой болтовни и твоей назойливой персоны! - сквозь зубы зашипел он, перехватив ее руку выше локтя и оттаскивая от входа к ближайшему дивану. Такое прекрасное еще минуту назад, настроение было безнадежно испорчено. Эффи бухнулась на кожаные подушки и обиженно, как капризный ребенок, поджала раскрашенные губы. Ментор замер напротив. Широко расставил ноги для пущей устойчивости и убедительности и скрестил руки на груди. Потом выразительно поднял брови – дескать, ну, слушаю тебя! Продолжение тут: Наверно, ему повезло, что она не умела сердиться дольше двух минут – Эффи картинно вздохнула, закинула ногу на ногу, обхватив колено наманикюренными пальцами, и с видом оскорбленной невинности заговорила: - Мы с Клео сидели на веранде, болтали ни о чем и пили кофе. Знаешь, у нее удивительно вкусный кофе, не помню название сорта… - Короче, - пытаясь говорить спокойно, перебил ее Хеймитч. Она сделала вид, что не замечает пар, готовый вот-вот повалить из его ушей. - Клео просто чокнутая фанатка - смотрит Игры в прямом эфире! Я и не знала, что среди моих подружек есть такие, кто променяет клуб или салон на трансляцию Голодных Игр… - Короче! - Ты невозможен, Двенадцатый - слова не дашь сказать! Они показывали профи, их лагерь… кстати, у Пита все в порядке - странно, что ты не спрашиваешь... потом рыжеволосую девочку где-то в лесу… потом этого парня, конкурента из Одиннадцатого - он, кстати, неплохо устроился в хлебных злаках неподалеку от озера… - Еще одно слово – и… Она бросила сердитый взгляд на его закипающую физиономию и сочла за лучшее не играть с огнем. - А потом показали Китнисс. Она не очень хорошо выглядела… ладно, она выглядела просто отвратительно: красные глаза, сухие потрескавшиеся губы… ей бы не помешала моя новая увлажняющая помада - и почему им не позволяют брать с собой на Арену косметику? На секунду ему показалось, что сейчас он точно придушит эту идиотку – какая, к чертям, помада и косметика? Девочка буквально умирала от жажды, а эта кретинка думала только о том, как та будет смотреться на капитолийском экране! - Она была такая слабая, что едва держалась на ногах. Но все равно упрямо продолжала двигаться, - Эффи притихла и едва заметно поежилась. Тонкие пальцы, обнимавшие колено, судорожно сжались. – А потом она остановилась, привалилась к дереву, подняла глаза к небу и потребовала воды. О, он прекрасно знал, что такое обезвоживание… В первые часы без воды ты практически не ощущаешь никакого дискомфорта, только странная сухость во рту, словно наглотался мелкого песка. Потом тело начинает ныть и гореть, кружится голова и тянет на рвоту. Только вот рвоты чаще всего может так и не случиться – попросту нечем. Потом тебя прошибает пот, который ты бесцельно утираешь рукавом, платком или просто сбрасываешь со лба на землю драгоценные капли. Пока не начинаешь понимать, что единственный источник жидкости - ты сам. Поначалу это кажется диким, но только поначалу. А уже через несколько часов ты согласен выпить что угодно, даже собственную мутную мочу, только бы почувствовать влагу на растрескавшихся иссушенных губах, на огромном каменном языке, который не умещается во рту… Он дернул головой, отгоняя кошмарные воспоминания, поймал безумный взгляд Эффи и только тогда понял, что, похоже, произнес все это вслух. - И что дальше? - сухо и без эмоций поинтересовался он у напарницы. Капитолийка нервно сглотнула и закашлялась, пряча в пол испуганные глаза. - А дальше показали рекламу, - еле слышно прошелестела она, опасаясь даже взглянуть на него. Он ошалело выпучил глаза, с хрустом сжав кулаки на скрещенных руках. Какая ж она дура! Неизвестно откуда нахлынувшая ярость с головой накрыла его. На кой черт говорить ему о рекламе? Нет, сейчас он точно прибьет ее - и плевать, что почти сотня человек, находящихся сейчас в холле, уже завтра станет свидетелями на суде по делу об умышленном убийстве с отягчающими обстоятельствами! - Правда, там была реклама, совсем короткая, мы даже не стали переключать на другой канал! - так и не оторвав взгляда от мраморного пола вестибюля, быстро-быстро заговорила Эффи - словно почувствовала свою стремительно надвигающуюся кончину в лице ментора, ястребом зависшего над ней. - Потом опять транслировали лагерь профи, еще раз мелькнула рыженькая девочка, парень в злаках… а когда снова показали Китнисс, она уже лежала лицом в грязи возле пруда с кувшинками и пальцами рисовала на ней какие-то узоры. Он шумно выдохнул и покачнулся, почувствовав, как начала спадать с глаз красная пелена ярости. А заодно затряслись разжатые из кулаков руки. - Знаешь ли ты, женщина, что только что рисковала своей глупой розовой башкой? - хрипло выдавил он, еще не полностью отойдя от яростной вспышки. - Впредь научись выражать свои мысли конкретнее и короче, не то в следующий раз твое многословие может стоить тебе жизни… неужели забыла, что Двенадцатый – псих? Эффи испуганно вскинула затравленный взгляд – его угрожающий тон не позволял усомниться в достоверности сказанных слов. Опасаясь собственной несдержанности, Хеймитч порывисто развернулся на пятках с благим намерением убраться подальше от несостоявшейся жертвы. - А еще лучше заведи себе полезную привычку – не попадаться мне на глаза до конца Игр! – уже сделав несколько шагов, через плечо холодно бросил он и направился к лифту. Выпить, мне нужно срочно выпить, будто заклинание, вертелось на языке. Со злобным удовольствием ментор подумал, что ему не помешала бы сейчас хорошая доза обжигающего самогона старухи Риппер – настоящего адского пойла, которым он травился в Двенадцатом. Ну, или на худой конец, пара бутылок какого-нибудь капитолийского дерьма из его бара. И немножко удачи, чтобы благополучно добраться до номера. Но, видимо, на известии о пруде и кувшинках лимит хороших новостей на сегодня оказался исчерпан: не успел он дойти до лифта, как перед ним, словно чертик из табакерки, возник ментор Второго дистрикта. Вместе с парой детин довольно внушительного вида. Миротворцы, только в штатском, решил Хеймитч. Он машинально оглянулся: гордо задрав подбородок, Эффи все еще сидела на диване на другом конце холла и не спускала с него оскорбленного взгляда. Сейчас не хватало только отхватить по морде, мелькнула в воспаленном мозгу шальная мысль. Радуйся, женщина, вот твои мстители… <...> - Вот ты где! – как в тумане услышал он из-за спины высокий знакомый голос. Эффи… опять Эффи. Как вовремя! В какое-то мгновение он даже обрадовался, что не убил ее полчаса назад. – Ты препираешься здесь со Вторым, тогда как нас уже ждут? Он медленно обернулся. Она стояла за его спиной, на правильном расстоянии - и рукой не дотянуться, если снова возникнет острое желание стукнуть, и не нужно кричать на весь холл, который, к слову сказать, и так уже уставился на сцепившихся не к месту мужчин. Капитолийка многозначительно подняла брови. - У Сенеки… ты, что, забыл? – только он, терпевший этот визгливый голос почти десяток лет, смог разобрать в нем предупредительные нотки. Она решила подыграть ему? Эффи недовольно топнула розовой туфелькой по такому же розовому мрамору пола. – У тебя случилось неожиданное расстройство памяти? Ты не мог забыть - вы оба только что орали об этом на весь отель! Ты ведь знаешь, Двенадцатый, Крэйн не любит опоздания… и не станет ждать, пока вы здесь наиграетесь в кто-кого-круче! - Извиняй, Второй, - медленно выдыхая, он сделал маленький шаг назад. А потом скривился в усмешке и с вызовом подмигнул окончательно озверевшему Бруту, словно и не мечтал минуту назад растереть того в порошок. - Не могу отказать женщине в просьбе, особенно сделанной подобным тоном! Надеюсь, еще увидимся, чтобы непременно продолжить нашу содержательную во всех отношениях беседу и… Не дав напарнику договорить, Эффи схватила его за рукав и потащила к выходу. И он сдался. Не слишком ли много эмоций за один день? Тихо устало посмеиваясь и стараясь сохранить насмешливую мину на лице, он покорно поплелся вслед за ней. - Придурок… ты полный придурок, Двенадцатый, - еле слышно яростно шипела она, то и дело кивая по сторонам и озаряя встречных искусственной резиновой улыбкой. - В общем, ты вовремя, - только и смог пробормотать он, машинально повторяя ее кивания. – Наверно, я должен сказать спасибо… как ты рискнула подойти? - Нужно же было кому-то подумать о Китнисс, - она смерила ментора косым недовольным взглядом. – Пока ты там бил кулаками в грудь и совал голову в пасть тигру. Ему стало стыдно. Там, на Арене, его девочка… их девочка сражалась за свою жизнь, а он тут устраивал истерики и показательные скандалы и ссоры с другими дистриктами. Он хмыкнул собственным мыслям. Хорош наставничек, нечего сказать! Даже Пит Мелларк, с его незнакомой ледяной выдержкой, давал старому пьянице сто очков форы. - Я больше не буду… постараюсь, - неохотно пробубнил он в спину топающей впереди Эффи. – Но куда ты меня тащишь, женщина? - Куда-куда - разумеется, к Главному Распорядителю… сам ведь напросился! - жалобно вздохнула она, выталкивая его за двери отеля, предупредительно разъехавшиеся перед ними. - Если ты сейчас не попадешь на прием к Крэйну, Брут непременно узнает об этом и поймет, что братание с Сенекой было лишь фарсом с твоей стороны… и у тебя больше не будет такого беспроигрышного козыря, как рюмочка коньячку! - И как же я туда попаду… без приглашения? - Просто позвоним Цинне. Сам знаешь, для него не существует закрытых дверей. Забравшись в притормозившее перед ними такси, капитолийка достала из невесть откуда оказавшейся на запястье сумочки подобие менторского коммуникатора, только гораздо меньших размеров и отвратительного розового цвета. Памятуя ее почти геройскую выходку в холле, он благоразумно оставил при себе нелестное высказывание насчет ее цветовых предпочтений, вот-вот готовое по привычке сорваться с языка. Хвала чертям, Цинна оказался на месте. Уже усевшись в такси, рядом с водителем, Хеймитч прислушался к заговорщицкому шепоту Эффи, доносящемуся с заднего сиденья. Но как ни напрягался Двенадцатый, он так и не смог уловить ни слова, кроме «Сенека» и «Китнисс». Да этой женщине следовало работать не на телевидении, а в капитолийских спецслужбах… Он непроизвольно дрогнул - а, может, как раз там она и работала? - Да… да, хорошо, - уже громче отозвалась она в трубку, кивая головой и делая жест водителю, призывно пощелкав возле его уха наманикюренными пальцами. – Да, я поняла, спа-центр на Семи Холмах… люкс в пентхаузе… и нас проведут… мы будем там через…? – она вопросительно поймала в зеркале заднего вида внимательный взгляд таксиста. - Десять минут, - отозвался тот. - Десять минут, - эхом повторила она для своего невидимого собеседника и захлопнула крышку аппарата. Потом подняла на напарника торжествующий взгляд. – Все очень просто. Мы сможем засветиться в косметическом салоне, который несколько раз в неделю, и как раз сегодня, посещает Главный Распорядитель. Даже если мы не встретимся с ним лично, масса народу подтвердит при случае, что мы там были. Не правда ли, я молодец? Он усмехнулся - чего нельзя было отнять у Эффи Бряк, так это ее непревзойденных организаторских способностей! Он даже готов был взять назад свои слова насчет того, чтобы «не появляться у него на глазах»… вряд ли у него получилось бы так же хорошо разруливать все возникающие проблемы. - Ты молодец, женщина, - примирительно кивнув, он повернул голову в ее сторону и поймал в зеркале довольную ответную улыбку. – Я так понимаю, Цинны там не будет? - Нет, но он уверил меня, что нас встретят… только не уточнил, кто, - пожала плечами она. Неважно, кто, сказал себе Двенадцатый. После их нелегкого ночного разговора перед Ареной он доверял Цинне безоговорочно. Ровно через десять минут, как и было обещано, такси затормозило перед входом в роскошный небоскреб. Выбираясь наружу, Хеймитч ошалело задрал голову, оглядел взмывающее ввысь здание и изумленно присвистнул: - Это что, косметический салон? Все пятьдесят этажей? - Вообще-то семьдесят два, - уточнила Эффи. Так и не дождавшись, пока он проявит чудеса галантности и додумается открыть перед ней заднюю дверцу, она собственными силами с трудом выбиралась из автомобиля. – Забыл, что каждый второй капитолиец считает нормой посещать косметолога минимум раз в неделю?"

Николай Шальнов: тэги: звезда в шоке, фетишизм Некоторые советы касательно развития утончённости веселят Риту до невероятия. >>> Избавьтесь от пыльных книг, оставшихся на вашей книжной полке со средней школы. У Риты целая полка посвящена книгам школьных лет. Они напоминают ей о святынях детства и регулярно помогают Рите в ликбезе касательно некоторых неуяснёных ею со школьной скамьи вопросов. Век живи - век учись! >>> Всегда оставляйте чаевые, независимо от уровня обслуживания. Рита терпеть не может рестораны, а тем более оставлять там кучу бабла, да ещё и чаевые вдобавок? Ну уж нет, только не на моей кухне! >>> Всегда носите часы на левом запястье; не китайские часы с базара, а что-нибудь швейцарское. Вот уж на что бы Рита никогда не раскошелилась - так это на швейцарские часы. Часы вообще Рита носить не переваривает - неудобно, к тому же зачем спускать деньги на лишнее, когда можно воспользоваться телефоном? Рита за прагматику! >>> Станьте знатоком вина, запишитесь на винные курсы и сходите на дегустацию вина. А если Рита вообще не переносит алкоголь? И последствия возлияния тоже? Лучше яблочного сока ничего на свете нет! >>> Поддерживайте зрительный контакт, когда общаетесь с противоположным полом. Не смотрите чересчур пристально. C этим Рита абсолютно согласна, просто вспомнила про то забавное, что сосед-пикапер советовал как раз обратное: чтобы соблазнить, нужно установить подобного рода зрительный контакт. Гений - парадоксов друг. >>> Сохраняйте сосредоточенность на беседе и не начинайте говорить о себе. Иногда, если не вставишь словечка, поток слов со стороны собеседника может и не прекратиться вообще. "Если мы будем делать только то, что ожидают от нас люди, мы попадём к ним в рабство" (с) П. Коэльо Остальные советы вроде как дельные: http://ru.wikihow.com/%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C-%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%B8-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B9 Однако Риту ещё одно смутило: в расчёте партнёрства с приятелем Рита обнаружила вот это положение: "Совместимость: Луна натива в квадратуре с Юпитером партнера. При этой сравнительной комбинации между людьми устанавливаются неискренние и даже отчасти лицемерные взаимоотношения. Личности потворствуют друг другу в слабости и вседозволенности поведения, особенно в отношении еды и пития, а также излишней вычурности быта". Вот тут Рита и призадумалась: ей давно приглянулись в магазине бокалы с цветными ножками, вроде тех, из которых пили герои "Голодных игр" в Капитолии. Нет, Рита может и без них обойтись, конечно, она не фетишистка, просто красиво очень, не эта ли астрологическая мистерия проигрывалась сегодня у Риты, когда она вспоминала про эту капитолийскую ветошь?..

Николай Шальнов: тэги: искусство вечно Вспомнила Рита сегодня про это бодлеровское стихотворение, так легло на душу... Бодлеровской поэзией Рита восхищается беспредельно. Искупление Вы, ангел радости, когда-нибудь страдали? Тоска, унынье, стыд терзали вашу грудь? И ночью бледный страх... хоть раз когда-нибудь Сжимал ли сердце вам в тисках холодной стали? Вы, ангел радости, когда-нибудь страдали? Вы, ангел кротости, знакомы с тайной злостью? С отравой жгучих слез и яростью без сил? К вам приводила ночь немая из могил Месть, эту черную назойливую гостью? Вы, ангел кротости, знакомы с тайной злостью? Вас, ангел свежести, томила лихорадка? Вам летним вечером, на солнце у больниц, В глаза бросались ли те пятна желтых лиц, Где синих губ дрожит мучительная складка? Вас, ангел свежести, томила лихорадка? Вы, ангел прелести, теряли счет морщинам? Угрозы старости уж леденили вас? Там в нежной глубине влюбленно-синих глаз Вы не читали снисхождения к сединам Вы, ангел прелести, теряли счет морщинами? О, ангел счастия, и радости, и света! Бальзама нежных ласк и пламени ланит Я не прошу у вас, как зябнущий Давид... Но, если можете, молитесь за поэта Вы, ангел счастия, и радости, и света! Ш. Бодлер

Николай Шальнов: тэги: культур-мультур Не любит Рита, когда сравнивают Россию с Европой, а, тем более, с Америкой (ну зачем равнять, это три совершенно разных мира и образа мышления?!), но всё же довольно интересная статья, выпавшая на банальный вопрос. Банальный, но из тех, которые Рита обычно задаёт "Яндексу" в поисках ответов на прописные истины. Зачем нужна культура? Александр Архангельский, основатель и ведущий ТВ-программы "Тем временем", журналист, писатель Если вопрос «зачем нужна культура» вы зададите любому не социально, а эстетически мыслящему художнику, он посмотрит на вас как на безумца и ответит: «Чтобы решать вопросы вечности, думать о жизни и смерти, о смысле человеческого существования ... ». И будет абсолютно прав. Но мы живем в прагматическом мире, где в основном живут не художники. И если мы этому прагматическому миру не умеем ответить на вопрос «зачем нам культура», то этот мир сам себе и отвечает: ну, значит, ни зачем. А если ни зачем, то тогда невозможно выстроить ни внятную политику по отношению к этому явлению, ни финансирование, ни расставить кадры, потому что, если вы не знаете, зачем все это надо, то никаких управленческих решений принять не можете. Среднестатистическая политическая элита решает сегодня только те задачи, которые ей понятны - не следующим поколениям, не детям детей, а конкретно ей. Недавно читал утвержденный правительством очень важный документ - «Положение О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет». Продолжение тут: Нужны нам национальные исследовательские университеты? Да, конечно, нужны - для будущего. Потому что главная проблема устройства новой российской науки заключается в том, что у нас разведены образовательные и научные системы. В одном месте мы готовим кадры, а в другом - занимаемся наукой. Во всем мире основная база научных исследований - это университет. Даже там, где есть аналоги нашей Академии наук, как Общество Макса Планка в Германии или Национальный центр научных исследований во Франции, тем не менее главное место, где производится наука, это образовательные учреждения. Там же встречаются поколения, занимающиеся наукой, и без этого никак. Для нас это задача не сегодняшнего дня, не завтрашнего и даже не послезавтрашнего. Это работа на отдаленное будущее. Но вот принимается важный документ. Читаю в нем об условиях самого конкурса, финансового обеспечения его проведения, приобретения всяко-го оборудования, повышения квалификации и прочее. Но нет ни слова о том, как будут финансироваться научные исследования. То есть университеты, которые будут участвовать в конкурсе, получат деньги и смогут их потратить на что угодно, кроме как на научные исследования? Почему так получается? Потому что действующая элита не смотрит в будущее, она смотрит в настоящее. Так вот, возвращаясь к разговору о культуре. Если мы не нащупаем ответ на вопрос, понятный не только деятелям самой культуры, а людям за пределами творческого процесса, зачем нужна культура, и главное, зачем она сейчас, то никакой внятной политики, никакого продвижения культуры не будет. Не потому, что кто-то этого не хочет, а просто потому, что этот ответ нынешней элите просто не понятен. Возьмем представление состава правительства новым премьером после его назначения. Представляя членов кабинета, премьер объяснял их задачи. Он очень четко описал функции министра иностранных дел, силовиков, министра экономики. А когда дело дошло до министерства культуры, сказал, что его задача - сохранение исторического наследия. А когда нет ясного понимания, что это вообще такое, придумывается нечто красивое, что ни к чему не обязывает. Однако когда начинается приватизация памятников исторического наследия, то задача его сохранения представляется очень интересной. При этом само Министерство культуры не имеет в своем распоряжении ни одного сколько-нибудь значимого финансового ресурса. В странах, где есть подобные институты, обычно это министерства культуры и спорта или культуры и туризма. Не потому, что там культуру приравнивают к туризму, а элиты понимают, что нужен серьезный финансовый инструмент, чтобы этот институт обладал реальными полномочиями, весом и властью. Почему у нас не так? И как должен быть устроен мир культуры, чтобы хватало средств на сохранение созданных и ПРОИЗВОДСТВО новых культурных ценностей? Для рассуждения на эту тему я намеренно рассматриваю куль-туру как совокупность институтов производства, сохранения, трансляции, модернизации ценностей. А политику в области культуры как систему эксплуатации ценностей. Ответ на вопрос, какие институты входят в систему культуры, очень важен и он абсолютно инструментален. Если мы говорим об институциях, которые нужно или не нужно поддерживать, мы должны рассуждать более прагматично и жестко, чтобы понимать, что поддерживать, зачем и как. Потому что поддерживать все нельзя, сколько бы налоговых поступлений от нефти и газа ни было. Поэтому Министерство культуры сейчас работает с экспертами над содержанием культурной политики, ее приоритетами. И эти вопросы очень важные. Посмотрим, как обстоит дело с театром, кино и чтением в современной России. И попробуем нащупать внятную культурную политику, которую сможем предложить сами себе, а значит, и транслировать дальше. Что происходит у нас с чтением, например? В России по заказу Российского книжного союза и Федерального агентства по делам печати проведены опросы. Сорок шесть процентов россиян не читают ничего. При этом оборот российского книжного рынка оценивается примерно в три миллиарда долларов. Много это или мало? Для сравнения, американский книжный рынок - это тридцать миллиардов долларов. Если посмотреть, как книжная торговля распределяется в США и как книги распространяются в России, то увидим здесь ключевую проблему. В Рос-сии не строят книжные магазины в городах с населением меньше ста тысяч жителей, туда книжки не при-ходят. И это первое отсечение, первый шаг к неравенству. В Москве в 2002 году распространялось восемьдесят девять процентов всех выходивших в стране книг. В стране официально зарегистрированы девятьсот пятьдесят три театра, из которых в Москве работают примерно 250. Вся остальная страна пользуется тем, что не забрали Москва и Питер. При этом 49 процентов населения вообще не посещает театры. Один процент посещает несколько раз в месяц. Восемь процентов - несколько раз в год. Семь про- центов - хотя бы раз в год. Что происходит с кино? В России тысяча шестьсот кинозалов, по данным 2008 года. Вместе с кинозалами в странах СНГ, где есть русскоязычная аудитория, их две тысячи двести. Нормальная киноиндустрия требует хотя бы трех-пяти тысяч залов на такую страну, чтобы ПРОИЗВОДСТВО кино былo рентабельным. Вот такая статистика ... Были ли в аналогичной ситуации другие страны? Америка и Англия раньше нашего столкнулись с кризисом чтения. Каким был их ответ? Там элиты понимали, что граждане должны быть развитыми, потому что иначе не возможна модернизация экономики, а значит - рост производительности труда. Если нет роста производительности труда - цивилизация проиграла. Только постоянно развивающаяся страна может двигаться вперед. Следовательно, когда в государстве собираются налоги и решается во что их вложить, вкладывают в культуру, в том числе в инфраструктуру чтения, поддержки аудитории. Как это делается в США? Здесь действует система, которая курируется Библиотекой конгресса Соединенных Штатов. По всей стране работают центры чтения. Их опекает жена президента, а директор Библиотеки конгресса является одним из ключевых членов американской элиты. И понятно почему. Если нация и ее верхушка понимают, зачем стране нужна культура, как инфраструктура, как система приоритетов, они понимают, что у директора Библиотеки конгресса должны быть очень серьезные полномочия. Например, прямой выход на президента, министра обороны... Зачем, спрашивается, директору Библиотеки конгресса прямой выход на министра обороны? В свое время по договоренности с Россией он привозил в наши библиотеки оборудование для микрофильмирования. Была такая система поддержки нашего библиотечного дела. Были деньги на закупку, а денег на доставку не было. Тогда директор Библиотеки конгресса договорился с тогдашним министром обороны Чейни, и он выделил транспортную авиацию министерства обороны для доставки оборудования туда, куда нужно. Никто не задавал лишних вопросов, потому что если директор Библиотеки конгресса считает, что это нужно, значит нужно. Система поддержки читательской аудитории была организована из денег налогоплательщиков, которым объяснили, почему необходимо тратить деньги на это. В Англии в конце девяностых - начале двухтысячных годов была своя модель поддержки чтения. Опять же никаких вложений в издание книг, никаких грантов книжным магазинам. Бизнес есть бизнес. Все вложения шли в аудиторию. Была использована телевизионная возможность, книжная программа, которая позволяла нации обсуждать в прямом эфире, какие книги она любит, какие не любит и почему. Это подогревало интерес к чтению. Правда, были территории, куда даже с помощью телевизора не доберешься. Это северо-запад Англии, где множество проблем, где безработица, где дети не обихожены, мамы занимаются не пойми чем, а папы сидят по тюрьмам. Так вот, с этими детьми разговаривать о том, что чтение дело хорошее, пришел ... Бэкхем. Значит, когда понятен ответ на вопрос, зачем все это нужно, понятна и система действий: мы вкладываемся в аудиторию, а в конечном счете в избирателя; для развития страны нам нужно усложнение среды обитания, а не ее примитивизация. Что происходит с кино? Советский Союз, несомненно, был великой кинематографической державой. Потом про изошел неизбежный спад, потому что распалась вся система. Проходили ли до нас через нечто подобное другие великие кинематографические державы? Во Франции на сломе эпох тоже стоял вопрос - что делать? Для поддepжки национального кинематографа ввели налог на телевизионный показ нефранцузских фильмов, который весь перенаправили на поддержку французского кинематографа. Если бы государство просто финансировало производство новых художественных фильмов и только на том основании, что режиссер живет во Франции, говорит по-французски и соблюдает французские традиции, никакой великий французский кинематограф не возродился бы. Но французы вложились в продвижение своего кино, в том числе элитарного авторского. Париж был увешан плакатами, которые продвигали новое французское кино. Были введены некоторые налоговые послабления для тех, кто хочет долго держать в прокате французское кино, а не стандартные две недели по схеме современного мирового кинопроката. Но самое существенное - Франция ответила для себя на вопрос, кто такой французский режиссер. Французский режиссер - это любой, кто снимает картину на французские деньги для Франции. В этот период французски- ми режиссерами стали Лунгин, Иоселиани. Румыны с их замечательной школой превратились в новую кино- державу, что через несколько лет при-вело к тому, что румынский фильм «Четыре месяца - три недели - два дня» режиссера-дебютанта Кристиана Мунгиу получает в 2007 году «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Но самые существенные вложения были опять-таки в аудиторию, в усложнение среды обитания, например в поддержку клубов по интересам. Это привело к тому, что возникло то меньшинство, которого достаточно для самоподдержания культурной среды. Не гетто, куда сгоняют тех, кто хочет быть абсолютным меньшинством, и не поддержка со стороны государства, которое кормит художника с руки, взамен требуя лояльности, а создание того необходимого меньшинства, которого вполне хватает для самоподдержания культуры. Возникла среда обитания, возникла аудитория, способная считывать достаточно сложные тексты. И эта аудитория сама уже теперь финансирует эти проекты. Государство здесь уже как бы и ни при чем. Оно инфраструктурно поддержало среду обитания, прекрасно понимая, что без этой усложненной среды обитания, без этой аудитории не будет движения всего общества вперед. Опыт поддержи аудитории в разных странах - ключ к ответу на вопрос, зачем нужна современная культура. Если наша элита этого не поймет, а мы ей не объясним, то никакой поддержки институтов культуры не будет. Будут искусственно поддерживать отдельные театры, отдельных режиссеров, отдельных авторов, а система не сложится. На протяжении долгих лет давали деньги, например, на разного рода кинопроекты - до двадцати миллионов рублей, независимо от того, глобальный он или маленький, показывали его потом или нет. То есть финансировали художника, а не среду обитания, съемки, а не показ. Финансировали отдельные, так называемые патриотические проекты. Это тоже замечательная вещь! Элитам важен не эстетический, а идеологический критерий поддержки того или иного проекта. Это либо сказка, либо фантастика, что тоже сказка, либо такое героическое прошлое, которого не было, С вопросами, которые мы обсуждаем между собой, с актуальным содержанием жизни, на что кино должно реагировать, финансирование и поддержка не связаны никак. В театре современная драматургия системно практически не поддерживается государством. Средства получают театры академические, так называемые репертуарные театры. При этом некоторые из них действительно этого достойны, а какие-то по сути уже умерли и поддерживаются искусственно. И это ни к чему не ведет, за редчайшими исключениями. Зато художники грызутся между собою из-за этих денег. Системный ответ на вопрос «зачем культура?» в мире давно найден. Она нужна для формирования ценностей, ценностной шкалы для поиска ответов на вопросы, которые мучают современников, нужна для того, чтобы сознание было у людей современным, чтобы они были ориентированы на модернизацию. Все остальное вторично и третично. Но пока внятного ответа на этот вопрос у нас нет, мы финансируем формы, а не содержание. За редчайшими исключениями, как, например, эксперимент в Перми. Суть его проста: чтобы в Пермь пришли новые инвестиции, нужно, чтобы инвесторы отличали Пермь от Пензы. А все опросы показывали, что сколько-нибудь значимые инвесторы не могут отличить один край от другого. Как поступил бы нормальный советский или, что то же самое, постсоветский чиновник, если бы ему поручили продвижение образа Перми? Он позвал бы пиар-агентство, дал бы ему денег, поручил бы продвигать свою территорию. Пиар-агентство немедленно нарисовало бы план, появились бы ролики со счастливыми улыбающимися пермяками, и, может быть, создали бы какой-нибудь англоязычный канал вроде «Пермь- ТУ» или «Пермь-тудэй» И так далее. Опять пошли бы по пути финансирования формы, а не содержания, структуры, а не движения вперед, и деньги ушли бы, в общем-то, в никуда. Здесь поступили иначе. Те же деньги, не очень большие, не из областного бюджета - подчеркиваю это сразу, были вложены в культурные проекты, выходящие за пределы Пермского региона, про которые будут говорить за пределами Перми. То есть вложить деньги не в продвижение образа, а в сам образ - не в следствие, а в причину. Что было сделано? Был проведен первый, не очень удачный архитектурный конкурс на строительство нового здания Пермской художественной галереи, поскольку в городе художественная галерея расположена в здании храма, что нехорошо и для храма, и для галереи. Победил проект московского молодого архитектора с итальянской фамилией Бернаскони. Он не был реализован, потому что оказался слишком дорог, но это другой разговор. К конкурсу внимание было привлечено бесплатно. Потом позвали галерейщика Марата Гельмана создавать Пермский музей современного искусства. Он согласился, потому что для него это самореализация. И выясняется, что Пермский музей современного искусства, предъявляющий не специфичность Перми, а европейское наполнение Перми, вызывает огромный отклик. Об этом начинают говорить, это опять же бесплатная пиар-кампания. Те деньги, которые можно было распылить на традиционную пиар-кампанию, потратили на закупку коллекции, на приглашение художников, на акции современного искусства, про которые все говорят. И деньги придут туда вслед за культурными проектами, и сознание людей будет меняться. Что самое существенное, начинает лечиться одна из главных российских болезней - цивилизационная: все пути лежат из регионов в Москву и никогда обратно. Есть страны, особенно постимперские, где действительно невозможно не пройти через столицу, если ты хочешь состояться. Во Франции, если ты художник, то изволь, нравится тебе, не нравится, через Париж пройти. Если ты бизнесмен крупный и хочешь играть по-крупному, ты все равно придешь в Париж. Но, придя в Париж, ты рано или поздно либо вернешься обратно, либо поедешь вообще в третий регион со своими деньгами, связями и своим опытом жизни, потому что невозможно всю жизнь прожить в Париже, если хочешь совершенствоваться. Если у нас будет сломана эта модель, тогда можно сказать, что мирная революция состоялась. Эксперимент в Перми идет уже третий год и мне кажется очень удачным. Это пример того, как продуманная стратегия поддержки серьезных культурных проектов, усложнение культурной среды позволяют решать модернизационные задачи. К сожалению, наша политическая система настроена именно на упрощенное массовое сознание: власти таким обществом легче управлять. Отсюда обилие бессмысленных и пошлых юмористических программ, шоу и иных зрелищ, облегченных литературы и кинематографа, рассчитанных на примитивную аудиторию. Однако эта же власть провозглашает задачу модернизации как стратегическую цель развития страны. Но эти два процесса исключают друг друга. Либо вы создаете примитивного потребителя, либо сложное сознание, способное меняться вместе с условиями окружающей жизни, делаете ставку на культуру, которая развивает в человеке творческое начало, восприимчивость к переменам. Либо усложненное сознание и соответственно очень сложные модели управления общественной жизнью. Либо примитивное сознание, примитивные культурные модели и никакой модернизации.

Николай Шальнов: тэги: размышления, демы



полная версия страницы