Форум » Общий раздел » Статья-эпитафия на смерть Принца. Если позволите. » Ответить

Статья-эпитафия на смерть Принца. Если позволите.

monha: Это попытка подытожить впечатления о всей семилогии и о последней книге в частности. Конкретно - это слезоизлияния относительно судьбы великого и могучего С. Снейпа. Автор был на эмоциях, не судите строго)) СПОЙЛЕРЫ!!! *Спи спокойно, милый принц...* «...страданье есть способность тел, и человек есть испытатель боли. Но то ли свой ему неведом, то ли ее предел». Иосиф Бродский «Любовь – как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца». Виктор Гюго И теперь, оглядываясь назад, на те семь (СЕМЬ? Да неужели все настолько серьезно?!)... ну хорошо, пусть пять, пролетевших как откспелиармусная Снейпом локхардова палочка, лет, я задумываюсь – нет, а на самом деле, неужели все было НАСТОЛЬКО серьезно? Ларчик открывается простым нажатием правой ноги – разумеется нет. Да и вообще, каждому свое, на вкус и цвет фломастеры разные, кто-то любит арбуз, а кто-то – свиной хрящик и все тому подобное. Но, отделяя-таки наивкуснейшие мушьи тушки от засохших котлет, хочется отметить, что все, возможно, и осталось бы на уровне простого проглатывания, объохивания, фиконаписания и фикокритикования, слов: «Вобщем мысль ясна. А как там звали того, с бородой? Дамбл...мл...» и «Новая вышла? А... не помните, что там в прошлой было?», а потом спокойненького забывания под давлением быта и активной личной жизни, если бы этой английской учительнице не взбрело в голову увековечить образ своего наиболее ненавистного школьного учителя, терроризировавшего автора семилогии в далекие юношеские годы. И – ТА-ДАМ – на сцене под грохот литавр и свет юпитеров появляется... Хотя, конечно, все было не так. Да и думала ли сама Роулинг, еще только слабо намечая сказку о мальчике в очках, сделать историю Северуса Снейпа одной из главнейших, сюжетообразующих линий? Поспорить можно. Но, несмотря на все, именно так у нее все и вышло. Так что теперь не отвертится. Я, опираясь только на личное свое же мнение, отвергая плагиат как публицистческое сутенерство, хочу сказать со всей ответственность (ибо созрело и накипело) – подобный персонаж является одним из наиболее ярких личностей всей английской литературы последних двух столетий (если эта статья прокатит, давайте цитаты из Диккенса и Остин – хотя всех их я люблю и всячески уважаю, речь не о том – оставим тоскливым кафедрам филфаков, а образ Великого Сыщика опустим, как тривиальность, ок?)) Чем же, в конце концов, зацепило? Полагаю, тут стоит покаяться не только мне, но и целой интернациональной рати (хотя каждый, разумеется, отвечает лишь за себя, а я – за себя) разновозрастных поклонниц, отдавших дань мрачности и загадочности, строгости и скрываемой типа страсти, этой понятно-что-всеми-непонятой глубине индивидуальности и рикманьячности («Хм, а оказывается этот Рикман еще и Гамлета играл...») ввиду желания приятно скоротать вечерок, отвлечься от прыщавого молодого или толстобрюхого старого, поверить в сказку или просто по романтичности душевного склада. Но отгремели бои, а все оказалось намного серьезнее. Как говаривал великий комбинатор: «Одним нарзаном разве проживешь?..» Вымученная, наделавшая шумихи и подарившая СМИ на целый месяц уверенности в собственном рейтинге седьмая книга расставила все точки и запятые и доказала-таки, что «аффтор» не только «жжёт», но и настрой был совершенно серьезен. Прошедшая через все книги непростая, но, придется признаться, в итоге не слишком уж замысловатая судьба Северуса Снейпа, помимо плавающих пенопластом на поверхности трудного детства, юношеской забитости, ожесточенности, разочарования, внутренней борьбы и верности единственному путеводному чувству, является зеркалом или даже символом, лозунгом великой человеческой трагедии и великого человеческого спасения – ЛЮБВИ. И не надо ничего про пасторали. Почему-то из всей, открывавшей страница за страницей все новые загадки и загадочки «Deathly hallows», из всех «...ради Лили...», и даже из всех «Взгляни... на... меня...» (то-то встрепенулась на будущие подвиги фантазия еще не угасшей армии снарри-маньячек)), из всей этой внезапно открывшейся бочки меда или дегтя по' сердцу ударил тот самый ответ Дамблдору о серебрянной лани. «Всегда». И тут начинаешь задумываться. А какого это – жить со свинцовой гирей в сердце, нести через все дурацкие ошибки юности и тяжелые потери взрослости, через мелькающие фигурки балбесов-школяров, через скептические и отстраненные косые взгляды сверстников и коллег, через эти мрачные холодные стены и вечные колбочки с уродами, через тошнотворные снисходительные улыбочки из-под очков-полумесяцев и через тупую боль зеленой татуировки, через всю свою унылую биографию память о застрявшей перед глазами и так и не ушедшей из головы, но с легкостью - из его жизни той рыжей девице. Всегда. Разумеется для многих такой пример не оправдывает замахов автора (статьи) на алтарь великой английской литературы, и вообще – горя в настоящей жизни и без неразделенной любви из какой-то детской книжонки на каждом шагу хватает. Возможно скажете вы.)) Однако, подобный дифирамб – не сопливый восторг от того, что любимого всем рунетом (да и не только) снейпушку повысили до ранга почти-главного-героя. А дело все в том, что наконец-то именно в детской, рассчитанной заодно и на старший возраст, литературе появился трагичный образ страдающего человека, совершенно ненавистного главному звездой горящему герою (ведь Роулинг, что примечательно, почти никогда до седьмой книги не позволяет напрямую почувствовать сочувствие к Снейпу, о всех не соответствующих отрицательности образа эмоциях остается лишь догадываться – верно, отдает дань английской сдержанности)), образ, отвергающий любую улыбку жизни, кроме циничной усмешки (все-таки спасибо товарищу Рикману – здесь-то он угадал), не Тень Отца Гамлета, а вполне приземленный образ сальноволосого школьного учителя, который со своей подчеркнутой негативностью оказывается наконец-то простым несчастным мальчишкой в дурацкой рубашке с черным жабо. В его несчастье нет никакой помпезности (мы сейчас говорим о книге, фанфики и Рикмана -долой!)), такие вот мрачные типы в нашей жизни встречаются сплошь и рядом. Только не всегда находится стимул, способный прекратить их скат по наклонной плоскости. А Снейп бы скатился. В такой-то кампании, да с таким-то бараньим упорством ходить ему под зловонной пятой Того-Кого, гнить ему в казематах Азкабана. И вопрос о силе личности так и остался бы подвешенным в воздухе. Но герой не прошел мимо своего великого счастья и великого горя в лице гарриной матушки. Линия Снейпа-Лили во всей истории является примером того, как надо любить, как надо прощать. Роулинг дала посыл многим великим идеям, и до нее уже набившим оскомину. Сила воли, дружба, братство... это все понятно, особенно, когда вокруг все хорошие – еще понятнее. А что делать, когда вокруг все плохие? Нет, разумеется были и безумный Фроло, и страдающий Цепеш, и отпрыски Монтекки и Капулетти... Однако, надо отдать должное Роулинг, показавшей, как фундаментальное, метафизическое если хотите чувство заставляет в абсолютной тьме незнания вдруг выбрать верный путь, переломав себе при этом все кости и покрошив сердце в мандрагоровый отвар. За что действительно стоит не стесняться говорить вслух о том, что ты читал все семь книг Гарри Поттера (вся страна читает, но почти никто в публичных личках про это никогда не пишет), так это за возможность глянуть на сию историю с любой колокольни, и все равно не разочароваться. Потому что у книги есть послевкусие и второе дно. Если отвлечься от глянцевых плакатов в витринах книжных, от всякого сувенирного барахла с эмблемой GP, от фанатского ажиотажа и, собственно, от самой затасканной-перетасканной линии о том, что добро неприменно обязано победить зло, если не обращать внимания на всяческую суету, как говорили Стругацкие, сует, то в книге начинает просматриваться настоящая, неоднозначная, противоречивая и совершенно не наводящая на мысль о гарри-со-снитчем-над-головами-восторженной-толпы жизнь. И тут прекрасно вырисовывается два лагеря. Первый – сказочная компания «Гарри и сыновья» со своими, конечно, трагедиями, но и со своим, разумеется, хеппи-эндом, где почетным членами являются все роулингские персонажи, и второй (внимания, сейчас я буду категорична) – Снейп. Куда я веду? Да к тому, что без этого второго лагеря читать книгу было бы незачем. Да, это было бы неплохое развлечение и неплохая сказка, но копнуть тогда в ней было бы некуда. А так – делай себе выводы о всех превратностях жизни, молодой человек, веди себя хорошо, не огрызайся с незнакомыми людьми и не слушай плохих дядечек. А главное – если любишь, то люби до потери пульса. Скажу вам честно, дорогие читатели, ни мифическая история гарриных родителей, ни банально затянувшаяся линия отношений Гермионы и Рона или совершенно аморфная – Гарри и Джини подобным впечатлением меня не одарили. Близко подошли только, наверное, Люпин и Тонкс с их трагической общей кончиной. И, несмотря на то, что у Роулинг все получилось, в конце она делает непоправимую оплошность – она, государи мои, Снейпа убивает. И за это ей НЕЗАЧОТ! Не только потому, что жалко. Все дело в том, что раз Вы, уважаемая, неизвестно благодаря какому сочетанию небесных тел получили в свои руки такую огромную власть влиять на огромное колличество умов читателей, надо думать о последствиях. Когда я думаю о печальной снейповской судьбине и о не менее печальной кончине, ничего, кроме ощущения безысходности в моей душе не рождается. Нет, я не считаю, что это была очистительная смерть. Скорее уж у него была очистительная жизнь. И хотя настоящая жизнь и несправедлива, но хеппи энд в данном случае был бы куда уместнее, нежели жестокая реальность. Так мы узнали, что сколько об лед ни бейся – никто договоров о счастливом исходе с нами не заключал. Но, смени Роулинг пластинку, и у огромного количества людей появилась надежда, которая – почему бы, блин, и нет?! - может быть смогла бы чуть-чуть смягчить ту жесткую реальность, коей (и хоть за это следует отдать автору должное) Роулинг в случае Северуса Снейпа осталась верна до конца. Однако пилюлю на все-таки подсластили. И как! Скажу честно – читая последнюю главу (сколько-то там лет спустя, ну, все помнят), я с унылым видом ожидала встретить маленького Северуса среди гарриного потомства. Как же иначе? Хотя негодование по поводу нулевой реакции Гарри на просмотр посмертных мыслей Снейпа (видимо, не до того в тот момент было Спасителю Человечества) смягчилось фрагментарным упоминанием главным героем снейповских подвигов и отношений с его матерью перед притихшей толпой, все же я ждала большей благодарности от первого лагеря. Ближе к концу я поняла – чего я жду? это же книга о ГАРРИ ПОТТЕРЕ, и от сказки не стоит ждать признания жизни. И ход с именами тогда казался мне жуткой дешевкой. Но автор меня подловил)) Имена всех детишек прозвучали, а самое главное имя так и не было названо. И тут – БАЦ! «Альбус Северус Поттер»! Овации зала не знали предела. И весь скептицизм моментально смыло. По истине, это был ход что надо. Символ примирения двух лагерей. Второе имя – это максимальное, на что способна сказка, но ведь способна же!))) Надежда жива. А теперь, дорогие читатели, если вы хоть что-нибудь поняли из сумасшедшего хода моей заковыристой мысли, хочется пожать вашу крепкую дружескую ладонь и напоследок пожелать больше никогда не читать таких глупых книжек и не менее глупых рецензий на них. Бывшая pr.Vedьma Flёur

Ответов - 74, стр: 1 2 3 4 All

Тонкс: monha Дело в том, что до этого почти все роулинговские "неточности" выстреливали в последующих книгах... Ну нет, в сцене слива воспоминаний ничего, что уверило бы в смерти Снейпа... Без всяких эмоций, симпати-антипатий... Просто с точки зрения логики и сухого анализа текста нет там сцены смерти... Даже с Сириусом (хотя в его смерти много странностей) все было определеннее

monha: Падающая Звезда Данный факт и меня коробил чрезвычайно. Вобщем-то потому это все и написала. Как реакция на молчаливую несправедливость) Ну чтож, в жизни и так бывает, особенно в жесткой детской английской литературе) Тонкс Ну почему? А что вы понимаете под сценой смерти? Просто несмотря даже на авторские ляпы, если они есть, уйти от факта нельзя - ясно, что Роулинг хотела его убить и убила. Наши домыслы же от лукавого)

Гарри: Тонкс А я не считаю, что Сириус погиб, даже мысли такой после пятой книги книги не появилось. И это вовсе не потому, что он мне навится, и не хотела его смерть принять. Я к нему скорее индифирентна. Просто эта арка... очень странный магический предмет, но почему-то все решили, что там умирают. Попадают в другую реальность (измерение, мир) - да, но не факт, что нельзя вернуться когда-нибудь.


Тонкс: Гарри Я с этой аркой в нашем топе носилась, как угорелая - при всех симпатиях к персонажу в вопросах о его жизни\смерти я доверяю логике . Мне тоже не был понятен механизм действия Арки (по-моему, самой Ро - тоже, потому что она НИГДЕ таки ничего внятно и не объяснила). Слегка успокоилась я и перестала всех донимать после появления Сириуса на параде покойников с седьмой книге

Тонкс: monha О том, что Снейп якобы умер, мы узнаем фактически только от Гарри (все отрывки книги, где идет повествование от третьего лица, даны через Гаррькино восприятие) Никто больше ни разу об этом не упоминает, потеря сознания не приравнивается к смерти и т.д. Не домыслы, а довольно четкие аргументы, основанные исключительно на тексте канона, были в свое время представлены в Декларации о Снейпе

Гарри: Тонкс Точно, я про парад-то забыла. А Ро похоже действительно плохо понимала принцип действия Арки. Некоторые вещи у нее не полностью прописаны. Если бы у Ро было объяснение, Альбус бы рассказал Гарри.

Тонкс: Гарри Вообще-то, я была уверена, что Арка сработает в 7-й книге - ан нет....

vasalen: Тонкс Насчет "смерти" Снейпа браво, ППКС. Поттер голимый троечник. Он вряд ли отличит смерть от а) действия глотка живой смерти, б)комы, в)анабиоза, г) летаргии, и даже д) просто глубокого обморока. А на параде покойников Снейп не был. Кстати и с протретом этим дело темное. Портрет Дамблдора там появился СРАЗУ! При том, что шла война и упиванцы фактически захватили Министерство изнутри. И началась серьёзная кампания против покойного Дамба в СМИ. Иначе кто бы позволил Снейпу директорствовать. Я бы логично предположила, что прортрет любого директора появляется в директорском кабинете автоматически сразу, как означенный директор склеит ласты.

Тонкс: vasalen И потом - Ро никогда не поздравляла Альбуса с Днем рождения (именно что поздравлять, а не отмечать дату рождения:))

vasalen: Тонкс А Снейпа поздравила? Она ж его не любит!

Serenity S: Тонкс пишет: И потом - Ро никогда не поздравляла Альбуса с Днем рождения А это, собственно, о чём говорит? В книге она, по-моему, только Гаррикиному д.р. уделяет внимание. Про др. персонажей не припоминаю...

Тонкс: vasalen Поздравила - я самолично убедилась

Тонкс: Serenity S На своем сайте...

Падающая Звезда: vasalen пишет: как означенный директор склеит ласты Она там насчёт этого говорила, что типа Снейп перед этим уволился. А увольнением, оказывается, было то, что он тогда от МакГонагалл в коридоре из окна сиганул. В жизни не догадалась бы, что так можно уволиться.

Тонкс: Падающая Звезда В общем, Альбус тоже.... из окна... А портрет имеется

Падающая Звезда: Тонкс Ну, в общем-то, да, но подите объясните это Роулинг...

Serenity S: Всё теперь понятно

vasalen: Падающая Звезда Классный способ "по собственному желанию"

Тонкс: vasalen Ха, я, оказывается, еще легко отдделалась

Serenity S: vasalen пишет: Классный способ "по собственному желанию" А разве нет? Старый сам придумал план такой...



полная версия страницы