Форум » Общий раздел » К вопросу о плагиате » Ответить

К вопросу о плагиате

Aleandra: Позавчера дочитала третью книгу, которая про узника Азкабана. Скажите, это только мне кажется, что сцена финального разговора Дамблдора с Гарри подчистую слизана у Профессора??

Ответов - 100, стр: 1 2 3 4 5 All

Aleandra: Ну, старый мудрый волшебник с длинной седой бородой, который дает советы главным героям - это очень распространенный образ, можно сказать архетип. И не Толкин его придумал. Так что тут о прямом плагиате говорить не приходится. А некоторые штампы, я думаю, Роулинг использовала сознательно. Aleandra Правда, почему вы так решили? Я читала Толкиена, не один раз... но ничего такого не замечала. А я вот заметила. Потом поговорила с парой знакомых - а они, вроде, и не заметили. Вот и решила спросить у более широкого круга читателей и почитателей - это я такая подозрительная или и вправду тетя Ро списыванием е гнушается?

Aleandra: Актеры разные, а вот внешнее решение образа почти одинаковое. Я имею в виду в первую очередь Гэмбела и Маккелена. Харрис как раз отличался и, на мой взгляд, в лучшую сторону. Причем сильно в лучшую. Жаль, что он не успел доиграть весь этот сериал.

Aleandra: Естественно не дословно. Роулинг все-же какая-никакая, а писательница. Да и за дословный плагиат можно проблем огрести - а она к своим авторским правам очень бережно относится, насколько я знаю. Но решение сцены, содержание разговора, смысловая нагрузка... В общем, мне оно кажется очень похожим, хотя по формальным критериям конечно не придерешься.


Aleandra: По-моему они только в фильме настолько похожие. Это уже режиссерская "находка". В книге сходств не так уж много, IMHO.

Падающая Звезда: Как я понимаю, дело не во внешнем сходстве, а в сути. И поскольку, как я вижу, я правильно поняла, о каком отрывке речь, то определённое сходство имеется. Я, собственно, уже говорила о назгулах с дементорами и хоркруксах с кольцом (кстати, один из хоркруксов даже был кольцом и даже тоже был спаятан в пещере!) и должна признать, меня саму посещала та же мысль, которую вы озвучили в названии данной темы...

Aleandra: Значит я не одинока в своих подозрениях. Спасибо за поддержку.

Kascha: Меня тоже на протяжении всех книг преследовало ощущение, что Роулинг Толкина часто читала и впечатления видимо были сильны . Аналогии можно провести например в следующих моментах: Саурон+Орки - Волдеморт+УПСы; Фродо с кольцом + хоббиты - Гарри со шрамом + гриффиндорцы; Назгулы - Дементоры; Гэндальф - Дамблдор; даже Добби Горлума напоминает.А Снейп вроде Сарумана получается ... . А в фильмах всё это усиленно подчеркнули, там Малфой старший на эльфа-военачальника похож, забыла как зовут, его ещё убили. Сириус похож на Странника (Бомжа ), а Гарри с Фродо как братья родные.

f # min: Aleandra пишет: Ну, старый мудрый волшебник с длинной седой бородой, который дает советы главным героям - это очень распространенный образ, можно сказать архетип. И не Толкин его придумал. Так что тут о прямом плагиате говорить не приходится. Толкин же сам говорил, что всё скатал со Старшей Эдды, а Гэндальфа - с Одина. Да сами посмотрите - во всех 4х книгах есть только одно-единственное гномье имя, которое он придумал сам (по крайней мере, в Эдде я его не нашла) А идея проклятого кольца? Архетипы это, конечно, старый:)) Но Толкин всё равно молодец,и ни у кого не повернётся язык назвать это плагиатом. Книга самобытна, об этом речи не идёт.

Aleandra: К Толкину-то у меня никаких претензий нет А вот к тете Ро...

Aleandra: TuYana пишет: А зельевар и смерть от укуса змеи? Где-то я уже это читала А где?

Падающая Звезда: TuYana пишет: А зельевар и смерть от укуса змеи? Где-то я уже это читала. Где???

Alasar: Насколько я помню, актера, игравшего Дамби в первых 2 фильма, сменили из-за его смерти.... И очень надеюсь, что ошибаюсь...

Redbest: Alasar пишет: Насколько я помню, актера, игравшего Дамби в первых 2 фильма, сменили из-за его смерти.... И очень надеюсь, что ошибаюсь... Да-да. Правильно.

Ginger: Alasar Alasar пишет: ктера, игравшего Дамби в первых 2 фильма, сменили из-за его смерти - к сожалению, не ошибаетесь он ьбыл самый дамблдористый)) и вообще хороший человек (судя по отзывам)

Rebecca Armstrong: Ох, ребят! К вопросу о плагиате: а имена, использованные Ро? Это вас не напрягло? Смотите: Фенрир Грейбэк - главный оборотень, который хочет заразить как можно больше детей = Фенрир Волк в германо-скандинавской мифологии Алекто Кэрроу = Алекто - имя одной из трех Эринний в греческой мифологии Минерва - богиня мудрости у римлян и т.д. и т.п....

Юджиния: Rebecca Armstrong Это нормально. У волшебников, как я поняла, все стараются дать ребенку имя звучное и "с историей". Этим не только Ро грешит, кстати.

Rebecca Armstrong: Юджи, это нормально для волшебников, ты имеешь в виду? )))

Rebecca Armstrong: Дело в том, что, на мой взгляд, писать книги вжанре фэнтези с каждым годом все сложнее: даже если у тебя и в мыслях нет кого-то копировать, все равно придирчивые фанаты найдут в твоем творчестве повторения того, что уже когда-то было. По-моему, это объясняется спецификой жанра: относясь к массовой литературе, жанр фэнтези также является одним из наиболее архетипичных жанров, в котором существуют четкие каноны и правила. И то, что Ро смогла во многом эту архетипичность преодолеть, говорит о несомненном ее таланте. Но она НЕ МОГЛА, понимаете, не могла не включить в свои произведения определенные черты, присущие всему жанру, поскольку в таком случае это уже было бы не фэнтези! Что касается образа старца с бородой - то это действительно архетипический образ, от него никуда не денешься.

Aleandra: Rebecca Armstrong Во многом ты права, но по-моему все же есть разные уровни использования чужих идей. Одно дело использовать архетипы типа старца с бородой или условно-бессмертного черного мага, которого нельзя так просто убить потому что его смерть/душа/другие важные части спрятаны где-то отдельно от него. А совсем другое - списать у конкретного автора конкретную сцену и конкретный сюжетный ход, поменяв имена персонажей и переписав реплики своими словами. Что до "преодоления архетипичности" в книгах Роулинг - то я ее там как-то особо не нашла. Разве что Дамблдор, который из мудрого доброго старца вдруг оказался гнусным манипулятором, да еще и гомиком вдобавок... Да, она с юмором обыгрывает многие штампы типа тех же полетов на метлах, но базовые фэнтазевые архетипы (и стереотипы) у нее работают на полную катушку.

Rebecca Armstrong: Aleandra А сама идея магической школы? Это разве архетипичный образ? А добрый оборотень? Нет, она во многом отошла от канонического принципа бинарных оппозиций, который господствует в фэнтезийных произведениях... А Дамблдор-гомик - это ваще!!!!! )))) Хорошо, что она это озвучила уже после выхода всех книг! Как говорит моя подруга, "Одна ГОМОСЯТИНА кругом!"



полная версия страницы