Форум » Общий раздел » Способствует ли фанфикшен культурному и духовному обогащению?.. » Ответить

Способствует ли фанфикшен культурному и духовному обогащению?..

Serenity S: ...или только свободе взглядов? Интересно будет услышать ваши мнения).

Ответов - 87, стр: 1 2 3 4 5 All

Rebecca Armstrong: Ого! ничего себе вопросик! На мой взгляд - да, способствует. В основном (далее - ИМХО, сразу пишу, чтоб потом не забыть) потому, что для написания любого мало-мальски интересного, увлекательного и, как бы смешно, может быть, ни звучало это в контексте фанфикшена, правдивого фика нужно обратиться ко многим источникам. Элементарный пример - нужно выяснить, чем образовательная система Англии отличается от нашей. Надо? Безусловно. Хотя бы для того, чтобы придирчивые читатели не тыкали потом тебя носом. Следовательно, надо хотя бы залезть в тырнет и поискать там что-то, а это - уже своего рода образование и какое-никакое духовное обогащение. К тому же я всегда придерживалась, придерживаюсь и буду придерживаться мнения, что лишних знаний не бывает, хотя некоторые люди со мной не согласны, увы. Могу привести пример из собственной творческой жизни: когда мне понадобилась фамилия для героини фика, я перерыла целую книжку, чтобы найти не только фамилию, но и подходящий герб. Произошло ли при этом духовное обогащение? Не знаю, но культурное точно произошло, поскольку я узнала очень много новых английских фамилий и насладилась созерцанием очень красивых гербов принца Уэльского и иже с ним.

Диана Шипилова: Rebecca Armstrong Согласна с вами. В процессе нужно узнать столько всего!

Serenity S: Rebecca Armstrong, а если брать, например, просто читательство? Про написание соглашусь, хотя у авторов бывает разный подход, кому-то и ГП-книг хватит (а некоторые из принципа даже и не читали 7-ю книгу, мол, никанон ) Добавлю, что ещё невольно приходится дружить с русской языкой Тоже весьма полезно). Хотя опять же, некоторые просто зовут себе бету.


Рыжая Элен: Rebecca Armstrong ППКС... Чему ещё способствует точно - повышению культуры и грамотности речи, и в первую очередь - письменной. Что, безусловно, идет на пользу и читателю, и автору. Автору, естесственно, даже больше. Особенно на таких форумах, где грамотные тексты не только приветствуются, но и администрацией настоятельно рекомендуется, чтобы вышеупомянутые тексты были грамотны. Насколько обогатится автор или читатель культурно и духовно, зависит от того, что он сам хочет привнести в эту среду и что - вынести для себя. Можно научиться толерантности и привычке уважать право человека на свое мнение. Можно выносить море позитива от общения с единомышленниками и просто интересными, умными, веселыми, талантливыми людьми. Да мало ли ещё. В любом случае, плюсов - и для культурного, и для иного роста - более чем достаточно - если хотеть их извлечь. Все вышесказанное - разумеется, ИМХО.

Рыжая Элен: Serenity S на самом деле - насчет беты- все зависит от того объема функций, который на бету возлагается. если бета читает текст первой и говорит автору: слушай, вот тут мне непонятно вот это, вот здесь бедновато прописаны эмоции, а здесь мотив главного героя не ясен совершенно, а вот тут, смотри, слово "который" три раза подряд выскочило - это одно. При этом автор должен учиться сам, не надеясь ни на каких бет, вычитывать текст и править ошибки и опечатки - и стилистические, и грамматические, и смысловые - до тех пор, пока от текста не затошнит, пока его не начнешь тихо ненавидеть, пока не выучишь почти наизусть - тогда отсечь лишнее легче. да, перворидер нужен, поскольку блохи могут оставаться даже при самой тщательной вычитке, но если бета правит весь текст за автором полностью - автор никогда не вырастет. Учить русскую языку надо, без этого никак.

Rebecca Armstrong: Рыжая Элен К сожалению, велик могучим русский языка не всем авторам близка... Serenity S , по поводу читательства могу сказать то же, что и по поводу авторства - если читатель думающий, то он не пропустит какое-то незнакомое слово, а полезет искать, что оно обозначает (написала и задумалась: а много ли таких читателей?..). Кроме того, бывает, что в фике рассказывается о чем-то незнакомом, и человек хочет более полно узнать о каком-либо явлении. Кстати, по поводу свободы взглядов - что имеется в виду? Толерантность к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, выражающаяся в том, что в полку любителей слэша постоянно прибывает?

Serenity S: Rebecca Armstrong пишет: написала и задумалась: а много ли таких читателей?.. Не думаю, что уж очень много (ибо частенько люди всё читают "по диагонали"), но есть такие)) Мне самой если попадается какое-то слово, значение которого я не догоняю, то лезу в словарь К тому же это ключевая причина (непонятые слова) непонимания и самого текста:) Кстати, по поводу свободы взглядов - что имеется в виду? Толерантность к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, выражающаяся в том, что в полку любителей слэша постоянно прибывает? Примерно это и имеется ввиду). Почти все, кто попадают в фандом, со временем "притираются". Хотя эту же свободу взглядов некоторые принимают за... падение нравственности, наверное? Ведь одно дело - терпимость, а тут уже почти нездоровый интерес (у всех по-разному, впрочем). Всё-таки чертовски необычное это явление, ГП-слэш... На Слэшконе был разбор полётов, мол, почему слэш так привлекает женщин; стоолько разных причин может быть... *что-то автора темы немного унесло от самой темы))*

Toma: Моему точно не способствует С лета много не прочитанных ( в том числе по профессии) книг ждет своего часа, потому что я маюсь дурью в большом количестве читаю и пишу фанфики по ГП. Из плюсов - в фэндоме строгие требования к оформлению фанфиков, точности деталей, грамматике и орфографии. Это дисциплинирует. Конечно, это та внутренняя жизнь, которая многим необходима. Ну и для ридеров важен и ценен сам акт творчества, даже если результаты так себе. Главное - желание. Вот тут точно возможно развитие: вкуса, фантазии и т.п.

Weis: Да, способствует. Уже не раз я удивлялась тому, насколько талантливые люди существуют в фандоме, и продолжаю удивляться и радоваться. Не факт, что в ином случае я смогла бы познакомиться с действительно стОящей литературой. Конечно, львиная доля фанфикшена - штампы и мусор, но и действитеьно хороших вещей тоже много. То, что не может прийти в голову мне, какая-нибудь замечательная, интересная, необычная идея, особый взгляд на вещи, на человеческую природу, массу интересных сведений, и многое другое можно найти в историях хороших авторов. И в фандоме есть хорошие авторы, по-настоящему прозорливые, умеющие правильно увидеть и пронзительно рассказать об увиденном. Это касается не только ГП-фандома. Мне именно поэтому нравится фанфикшен - потому что я могу узнать мнение, отличное от моего, удивиться подчас, насколько оно интересно, порадоваться тому, насколько красиво передана какая-то идея - это бывает замечательно. Но и на более инструментальном уровне, конечно, он позволяет общаться с единомышленниками, а это приятно.

Люциус А. Малфой: Имхо, способствует: - рано или поздно графоман обучается более-менее грамотному построению сюжета, характеры разрабатывать, стиль выдерживать - если не понадобится человеку как писателю, то как читателю точно понадобится. - развивается творческая фантазия и прочее. - нового узнаешь много - опять же, больше при написании, чем при чтении. - иногда очень приличные и вдумчивые фики Rebecca Armstrong пишет: Толерантность к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, - А толерантность мы уже к духовному развитию не относим? Имхо, духовный человек в первую очередь - терпим и не ставит клейма типа "грех", "отбросы" и т.д. на ком-нибудь на него не похожем. Вот только - слэш сильно способствует развитию толерантости? Или мы понимаем духовность только в рамках христианской морали?

Serenity S: Люциус А. Малфой пишет: Вот только - слэш сильно способствует развитию толерантости? Ну, по сути ведь не только к геям начинаешь относиться с понимаем, но и к многим другим "непохожим") Или мы понимаем духовность только в рамках христианской морали? Нет, не только)) Потому что в этих рамках, как мне кажется, мы непонятно куда движемся))

Rebecca Armstrong: Serenity S пишет: Потому что в этих рамках, как мне кажется, мы непонятно куда движемся ППКС. Люциус А. Малфой пишет: Имхо, духовный человек в первую очередь - терпим и не ставит клейма типа "грех", "отбросы" и т.д. на ком-нибудь на него не похожем. Согласна. Но не всегда.

Буси: Хитрый вопросик. Да, способствует. Новые интересные люди - не заоблачные телевизоронебожители, а живые и настоящие. Интересное многообразие взглядов и мыслей. Русская языка которую вспоминать полезно, опять же. Иногда - прекрасная Большая Литература. Нет! Пока выделишь ту частицу радия из груды руды, перечтешь чертову тучу, пардон, дрочилок, текстов неграмотных, деффачковского наивняка... А время, которое бы с пользой пошло бы на полезную инфу или хорошее чтение, безвозвратно потрачено. Поэтому всегда сперва читаю каменты. ИМХО вот так.

IRQA: Буси пишет: Пока выделишь ту частицу радия из груды руды Ага, не мне одной эти строчки припоминаются ))) "изводишь единого слова фика ради тысячи тонн словесной руды..." Умел дядька Маяковский емко выразить свою мысль. Поэтому всегда сперва читаю каменты. Бывают интересные комменты, причем очень, - на Веселых стартах их читать было одно удовольствие, читатели ставили оценки, и по большей части старались обосновать, почему шедевр оценен именно так, а не иначе. Там - да. Но в большинстве случаев именно от комментов некоторые участки моего мозга безвозвратно тупеют ))) Бывает, найдешь ту самую частицу радия, думаешь, сейчас я автору скажу так, как никто до меня не говорил, ибо душа просит, - а в голове вертится только "аффтар, вы сделали мне день!" Блин, думаешь, да у меня в 16 лет словарный запас был шире, чем сейчас... Но все-таки, в общем и целом... способствует ли... скорее да, чем нет. Все-таки есть, и немало, таких фиков, которые могут конкретно вштырить моск (о, эти комменты...) произвести колоссальное впечатление, заставить задуматься "о жизни и любви"... я уж не говорю о тех кто просто доставляет эстетическое удовольствие (хотя о них и забываешь быстро) и те что просто продлевают жизнь! А что касается рецепта "как сэкономить свое время", так я для себя решила эту проблему тем что теперь читаю 1. только тех авторов, которых для себя отметила уже давно 2. "по наводке" - по рекомендации от тех кого знаю и чьему вкусу доверяю. Так можно конечно и пропустить много интересного - но надо же чем-то жертвовать

kaiman: Да, вопрос интересный. Присоединяюсь к тем, кто предложил разделить читателей и авторов. В целом, большинство фанфиков - таки да, не отличаются оригинальностью. Я тут полазил по форуму и выяснил, что самые любимые сюжеты обязательно "romance". То есть люди предпочитают любовные романы, где героями выступают понравившиеся им герои поттерианы, а не какие-то там условные Джеки или Мэри. Отсюда: что может дать любовный роман? Не знаю... Далее, фанфики читает всё ж особеный читатель. Я к этому пришёл только по той причине, что сам написал фанфик и меня заинтересовало качество моего опуса. Друзей опросил: никто фанфиков читать не стал бы вообще (пришлось даже объяснить, что такое фанфик!). Чтение фанфика по одному и тому же фандому - это стремление подольше посидеть именно в этом отдельно взятом мире. Как это может обогатить? Не знаю... Да, встречаются великолепные произведения, талантливо написанные. При чтении восхищает фантазия автора. Но у меня в таком случае возникает вопрос: а пишет ли этот автор что-то своё? Если нет, почему? Ещё нужно принимать во внимание возраст и образование. Скажем, мне 30, образование высшее гуманитарное, я мало что могу почерпнуть. А человек лет в 15-20 что-то и найдёт. Но: чтение фанфиков может превратиться в дурную привычку, когда кроме них ничего не существует. Читатель всё гонится и гонится за новым (пресловутая всеядность) и теряет для себя литературу как таковую, поскольку на неё просто времени не остаётся. Для писателя, даже сетевого, любое творчество полезно. Но далеко не все стремятся усовершенствовать свой дар. Доказательство - наличие бет, то есть корректоров. На обычных литературных порталах ни о каких корректорах и речи нет: пишешь с ошибками, со сбоями и ляпами – никто не виноват, и не надо на что-то претендовать! Вычитывай свой текст, дорогуша! Не хочешь? Твои трудности! А если не умеешь, читай чужие произведения и пиши на них рецензии, тогда научишься. На «фанфиковых» сайтах, в сравнении с обычными литературными, на порядок больше произведений с «прихрамывающим» или «хромающим» русским языком. Так что для фикрайтера (само слово ужасно, оно к тому же отражает определённую тенденцию) творчество далеко не всегда играет положительную роль. Да, новое узнаётся. Но что? Более подробно вычитывается оригинал, отмечаются мелочи вроде цвета волос и профессии родителей героя. Как правило, дальше этого дело не идёт. Фантазия автора тормозится заданными рамками канонического мира и пожеланиями читателей. Если фанфики – это ступень к чему-то большему, они развивают писателя. А если нет – то это «самостоп». Я вот не могу понять, как человек может писать только фанфики. Боится остаться без читателей? Не секрет, что люди предпочитают не оригиналы каких-то незнакомых авторов, а именно фанфики. У любого фанфика читателей будет больше, чем у оригинального произведения, каким бы оно не было. С уважением, Антон Кайманский

Toma: kaiman пишет: На обычных литературных порталах ни о каких корректорах и речи нет кстати, да. Тоже удивляло поначалу. kaiman пишет: Я вот не могу понять, как человек может писать только фанфики. знаете, вопрос "больной" для меня. Ну, не больной, но интересный. Первый фанфик я написала под влиянием близкого человека года три назад по Акунину (до этого ничего не писала с четырнадцати лет, да и до этого всего пару вещей), с тех пор время от времени писала что-то по разным фэндомам. Примерно год назад попробовала написать ориджинал - один, потом второй и...ноль. При том, что в голове все уже было продумано почти до деталей. Не пишется, не цепляет. Стала говорить с другими людьми, пишущими фанфикшн. Кто-то ориджиналы пишет, обычно гуманитарии. Но у многих та же история, что у меня. Теперь версии того, почему не получается с ориджиналом: 1. Автор может самовыражаться только на интерпритации чужого материала. Свои миры у него складываются только на базе уже придуманного. 2. Человеку интересно "играться" с любимыми, интерсеными героями, для того и пишет. 3. То, что назвали Вы - у фанфиков по популярному фэндому всегда будет читатель (ко мне не относится, до ГП писала по очень редким фэндомам, долгое время фактически только для одного человека, читал узкий кружок - они прочитали бы и ориджиналы). Вобщем, думаю, хороший повод поговорить:)

Weis: Хм... Получается, если автор хорошего фанфика не написал ориджинала, то он, собственно и не автор вовсе? А литераторов-плагиаторов тогда к кому отнести? Потому что вся литература этим полнится в разной степени завуалированности, и оригинальностью, в общем, не отличается. И подчас значение имеет не суть, а форма. В фанфикшене еще и коммуникативная сторона сильнее, чем в обычной литературе, поскольку обратная связь практически мгновенна. И это правильно, потому что фандом живет за счет общения и обмена информацией. Почему это не может обогатить? Имхо, это индивидуальный вопрос - сколько творчества каждый читатель соглашается или способен увидеть, а автор - сотворить.

assanna: По поводу ориджиналов: как кажется, те, кто их пишут, так или иначе неизбежно обречен в итоге на литераторство (а как утверждал еще Ходасевич, "все люди лучше, чем литераторы" ), что само по себе уже чревато. Литературная деятельность изначально предполагает огромную конкуренцию - особенно острую по той причине, что речь идет о дефицитных высоких материях вроде смысла, истины, личного бессмертия и прочего. Автор в итоге уходит в "серьезный" проект вроде Рулинета, от которого когда-то все ждали откровений, но их так и не случилось, а потом его посещает синдром невостребованности, поскольку Интернет - это все-таки не профессиональная среда для общения писателей (в отличие, скажем, от программистов), а отсюда тот сложноопределимый комплекс у всех "творцов", который когда-то вывел Достоевский - подполье называется. Возникает вопрос о личном таланте, тогда как рядом - еще огромное количество таких же авторов с такими же нервными вопросами, претензиями, амбициями и, в конечном счете, морем высокомерия (по профессиональным причинам в Рулинет приходится заглядывать - так вот, кто ходил туда, тот знает, что атмосфера там довольно нервная). Обитатели Рулинета (сознательно или несознательно) озабочены все-таки скорее проблемой собственной легализации в бумажном виде, а не чем-то еще (например, не борьбой с бумажной литературой). в общем, возникают все страхи и комплексы "больших писателей" при (чаще всего) отсутствии таланта собстветствующего по масшатбам всем этим комплексам. Фанфикшн, похоже, снимает этот синдром целиком и взамен оставляет свободу - свободу работать с художественными мирами, которые, правда, все-таки не принадлежат этому автору, их заимствующему.

Seidhe: kaiman kaiman пишет: Но далеко не все стремятся усовершенствовать свой дар. Доказательство - наличие бет, то есть корректоров. На обычных литературных порталах ни о каких корректорах и речи нет: пишешь с ошибками, со сбоями и ляпами – никто не виноват, и не надо на что-то претендовать! Вычитывай свой текст, дорогуша! Не хочешь? Твои трудности! Относительно бет. Возьмите советских времён издание "Маленького принца" Сент-Экзюпери в переводе Н. Галь и посмотрите, сколько народу работало над текстом - корректор, ответственный редактор и прочее. А Нора Галь считается почти эталоном грамотности. В любом хорошем издательстве книгу вычитывают три редактора, независимо от того, насколько грамотный и одарённый человек её автор (переводчик). Наличие беты - как раз показатель серьёзного и ответственного отношения автора к своему творчеству. Человек неспособен как следует вычитать собственный текст - по той же самой причине, по которой он не может оценить объективно собственную внешность или ум, не прибегая к чужим оценкам. Это слишком он, слишком его собственное. То, что иногда бета сама не образец грамотности, а иногда своими школярскими представлениями о русском языке калечит хороший, самобытный текст - это совершенно другой вопрос. Почему человек может писать фанфики и не писать ничего другого? Ну например потому, что он хочет не в принципе писать, а зафиксировать картинку, которую увидел - из этого мира и с этими вот персонажами. Для меня вот написание фанфика - это признание в любви. Чужому миру, чужим героям... Чужому созданию. Своих при этом может и не быть. Бывает ещё у людей дар интерпретации, а не создания своего. Иногда такие люди становятся исследователями чужого творчества, текстологами, литературными критиками. А иногда - фикрайтерами Когда человек зацикливается на фэндоме и ничего больше не видит, это действительно очень плохо, но то же самое можно сказать о любой ограниченности вообще. Культурное обогащение... Ну, фанфикшн в принципе - явление культуры, наряду с движением хиппи или скажем высокой модой. Так что способствует, конечно, вопрос - что это за культура. Это вопрос не оценок "хорошо-плохо", а просто определения категорий.

vasalen: Seidhe пишет: Когда человек зацикливается на фэндоме и ничего больше не видит, это действительно очень плохо, но то же самое можно сказать о любой ограниченности вообще. Культурное обогащение... Ну, фанфикшн в принципе - явление культуры, наряду с движением хиппи или скажем высокой модой. Так что способствует, конечно, вопрос - что это за культура. Это вопрос не оценок "хорошо-плохо", а просто определения категорий. ППКС



полная версия страницы